Недавно польская компания Newag (котируется на Фондовой Бирже в Варшаве), подписала со Skinest Ukraina, а также с латвийским заводом по ремонту железнодорожного подвижного состава Daugavpils соглашение по модернизации действующих в Украине локомотивов-тепловозов М62. Пока что это лишь предварительное соглашение, но в перспективе планируется провести модернизацию для более 200 единиц тепловозов. Следует заметить, что именно эта компания за последние несколько лет стала фактически монополистом на рынке по „реанимации” старых локомотивов в Польше.

Грузовые локомотивы (особенно это касается тепловозов), срок эксплуатации которых насчитывает 30-40 и даже 50 лет, еще совсем недавно были существенной проблемой на польском железнодорожном рынке. PKP Cargo, самый крупный государственный перевозчик, имеет в своем распоряжении около 1100 локомотивов с двигателем внутреннего сгорания. Большинство – это старые поезда, для которых модернизация является единственным спасением. Конечно, это требует немалых затрат – на уровне почти 1/3 от покупки нового локомотива. Кроме того, перевозчик совершенно не заинтересован лишаться части подвижного состава путем продажи его для частных перевозчиков, поскольку не желает способствовать усилению конкурента. Наоборот, PKP Cargo настаивал на приобретении локомотивов за рубежом и их дальнейшей „полонизации”, то есть, модернизации с адаптацией к условиям на польских железных дорогах.

Читайте также интервью с Rail World Ukraine о их проекте модернизации локомотивов

Свою деятельность компания Newag начала с сотрудничества с GE, благодаря которой удалось получить необходимое know-how. Обе компании совместно модернизировали тяжелые локомотивы с двигателями внутреннего сгорания. Эти локомотивы, известные как М62 (в Польше – ST44), широко использовались в странах бывшего Советского Союза. В результате проведенной глубокой модернизации созданы практически новые локомотивы 311D. У них заменен двигатель, кузов и имеется новая современная кабина для машиниста. От старых поездов единственное что осталось – элементы ходовой части, так называемая опора и тележки. Часть этих локомотивов попала к PKP LHS, то есть к польскому широкорельсовому перевозчику, который ездит в восточном направлении.

Особенно существенной для отечественного рынка стала целая серия модернизации локомотивов SM42 – основного типа маневренных локомотивов, активно задействованных в Польше. Они были спроектированы и созданы еще в 1963 году. С тех пор их широко использовали как перевозчики, так и на промышленных предприятиях. В 2007году Newag модернизировал первый локомотив, достигнув стандарта 6Dg – который предполагает замену двигателя, установление микропроцессорного управления и эргономическую кабину машиниста. 

На протяжении последующих нескольких лет Newag совершенствовался также и в модернизации локомотивов, предназначенных для пассажирских перевозок (для PKP Intercity). Кстати, нужно заметить, что проект модернизации SM42 проводила также и Pesa вместе с чешским CZ Loko. В результате совместного сотрудничества возник двухдвигательный локомотив типа 6DK, который в зависимости от ситуации может использовать или один двигатель, или два одновременно, если необходимо.

Успешно проведенная компанией Newag модернизация, привела к сокращению потребления топлива в среднем на 30% и к сокращению (эмиссии) выброса выхлопных газов, что соответствует европейским нормативам IIIA. Модернизация поездов по стандарту 6Dk (двухдвигательные локомотивы) также сделала возможным уменьшение потребления топлива в среднем на 30% и эмиссии выбросов отработанных отходов в соответствии с европейскими нормами IIIA. В результате предпринятых действий было достигнуто значительное повышение надежности локомотивов, увеличение их доступности, улучшение условий труда и обслуживания механизмов.

В 2010 году был дан старт модернизации тяжелых маневренных локомотивов SM48 – созданных когда-то на предприятиях Брянска и Луганска. В странах СНГ они известны под маркой ТЕМ2. В результате широкомасштабных действий по модернизации, компания Newag представила локомотивы с обозначением 15D и 16D (локомотивы, предназначенные на рельсы шириной 1520мм.) Кстати, попали они и в компанию PKP Cargo, и в PKP LHS (работает на участке широкой колеи).

Как следует из вышесказанного, польский рынок железнодорожного подвижного состава располагает необходимым ценным опытом, который могут заимствовать их украинские коллеги. Особенно привлекательно выглядит перспектива сотрудничества в области модернизации товарных локомотивов с двигателями внутреннего сгорания. Приведение в действие масштабного проекта по ревитализации (оживлению) поездов может стать шансом для существенного увеличения потенциала украинских железных дорог за довольно короткий срок.

Уже очень скоро, 16-17 марта, в Варшаве пройдет очередная сессия Европейского Железнодорожного Форума. Портал ЦТС – медиа-партнер этого важного события. Как и в предыдущие годы, на конференции будут рассматриваться вопросы закупок и модернизации железнодорожного подвижного состава в странах Средней и Восточной Европы. Это уже третья сессия наиболее престижной конференции в регионе, которая полностью посвящается многоуровневой дискуссии на тему сегодняшнего состояния дел и будущих перспектив в области поставщиков рельсовых транспортных средств, производителей комплектующих и узлов, субподрядчиков, поставщиков услуг и оборудования для технического обслуживания железнодорожного подвижного состава.

Читайте также Как электротехник из Люблина заработал миллионы на производстве локомотивов