На рабочем столе Збигнева Якубаса несколько моделей поездов, модель истребителя, золотые часы, огромное количество гаджетов и шесть фигурок слонов. Если смотреть на вагоностроительную отрасль Польши, то владелец компании Newag представляется именно одним из крупных слонов, сумевших окончательно вытеснить из рынка мамонтов советской эпохи.

Якубас превратил завод-банкрот в ключевого производителя железнодорожного подвижного состава Польши с капитализацией около 200 млн евро, затем успешно вывел эту компанию (Newag) на биржу, а теперь заявил о желании продать оставшийся пакет. В очередь выстроились все знаковые игроки – и Alstom, и Bombardier, и Stadler, и Skoda, и Siemens. Збигнев Якубас считается одним из наиболее талантливых предпринимателей Польши. Но сам он утверждает, что все это благодаря продавцу цветов, который когда-то посоветовал ему инвестировать накопленные на покупку квартиры деньги в бизнес.

Читайте также: Польский блицкриг: как миллиардер заработал на IPO вагоностроительной компании

Збигнев Якубас входит в двадцатку самых богатых поляков. Его состояние оценивается в 1,3-1,4 млрд злотых (около 350 млн евро). Часть этих денег ему удалось заработать благодаря приватизации разорённого после падения социалистического строя железнодорожного хозяйства страны.

До 2003 года производитель железнодорожного подвижного состава ZNTK Nowy Sącz еле сводил концы с концами, балансируя на грани банкротства. Тогда Якубас приобрел свыше 80% акций компании всего за 6 млн злотых. В целом, в предприятие бизнесмен, по его собственному признанию, инвестировал порядка 30 млн злотых. А уже через десять лет, в 2013 году, только за 44% акций он выручил более 400 млн злотых.

Итак, что же нужно, чтобы сделать вагоностроительный завод успешным? Опыт Збигнева Якубаса показывает, что нет необходимости заново изобретать велосипед. Все довольно просто: чтобы поднять завод нужны деньги и продуманная стратегия.

Где взять деньги? В начале 2000-х этот сакраментальный вопрос стоял для Newag крайне остро. Збигнев Якубас оказался со своим капиталом в нужное время и в нужном месте. Все начиналось довольно романтично. В 1978 году Якубас окончил Ченстоховский политех, став дипломированным электротехником. Однако по специальности он поработал всего лишь год, преподавая в одном из варшавских ПТУ. Зарплаты преподавателя в 3300 злотых не хватало для оплаты аренды за комнатку (с ванной, но без кухни) размером в 4500 злотых. Молодого, женатого преподавателя выручали родители. Вскоре они дали сыну 7 тысяч долларов на покупку квартиры в Варшаве. Но жилье он так и не купил.

По дороге с Люблина в Варшаву Якубас заехал в цветочный магазин, чтобы купить букет для жены. Там он разговорился с владельцем и решил спросить у него совета: покупать квартиру или основать свой бизнес. Тот, не задумываясь, посоветовал второе. Так, в 1979 году Якубас начал заниматься предпринимательством, отнюдь не связанным с электричеством. Он открыл в центре Варшавы первый в то время бутик женской и мужской одежды. А через год купил и долгожданную квартиру.

Далее был успех. Якубас уже не просто завозил импортную одежду, а наладил ее пошив для известных марок Hugo Boss, Valentino. Далее бизнесмен переключился на импорт компьютерных деталей с Тайваня и сборку компьютеров в Польше. Здесь прибыль достигала неимоверных высот – до 1000%. Такие барыши позволили Якубасу основать финансовую группу Multico.

3ffdf1c3c1e6395327e915b9196138d5

Дальше, как говорится, деньги должны работать. У миллиардера на этот счет свое правило: «Заработай и дай заработать». В дальнейшем, куда только не вкладывал деньги бизнесмен: и в прессу, и в книгоиздательство, и в производство минеральной воды. Список достаточно длинный. В начале 2000-х тогда еще миллионер переключился на более техничные отрасли. Именно в то время совершенно случайно сошлись пути бизнесмена и завода-банкрота ZNTK Nowy Sącz. Но для подъема последнего и превращения его в прибыльный Newag самих денег было мало, нужна была еще и стратегия развития.

Технологии решают Если взглянуть на историю Newag за последние 10 лет, то можно сказать, что стратегия Якубаса была направлена на зарабатывание любым способом. При этом движение к успеху осуществлялось маленькими, но уверенными шажками.

В первую очередь на заводе был внедрен стандарт управления качеством ISO 9001:2001. Именно это нововведение открыло компании доступ на рынок Евросоюза. Но это с прицелом на перспективу. А вначале главным для Newag стал рынок Польши. И как оказалось, здесь Збигнев Якубас не прогадал. Работы хватило сполна. В первые годы после приватизации вагоностроительный завод в Новом Сонче сосредоточился на ремонте и модернизации устаревшего подвижного состава (электричек, локомотивов и т.д.). Такого добра у Польских железных дорог хватало более чем достаточно. Именно устаревшие поезда принесли Newag первую прибыль.

Следующим шагом стало развитие собственного производства. Так, в 2005 году был произведен первый электропоезд марки 14WE. В течение последующих двух лет было собрано еще 8 таких поездов. Динамичное развитие Newag началось в 2008 году, когда удалось приобрести компанию ZNLE Gliwice (занимается производством электролокомотивов).  В 2009 году было запущено следующее поколение – 19WE. А в 2011-м началось производство поездов Newag Impuls, способных развивать скорость до 160 км/ч. Поезд оказался довольно успешным. В декабре 2013 года компания Якубаса получила заказ на производство десяти дизельных поездов для Италии. На сегодня подтвержден заказ на четыре первых поезда по этому контракту. Более того, в мае 2014 года польская компания подписала соглашение с хорватской Đuro Đaković Specijalna Vozila на совместное производство электролокомотива Griffin. Помимо совместного производства и обмена технологиями, условлено, что хорваты будут продавать продукцию на рынках третьих стран, а  Newag – в Польше.

В первые годы после приватизации вагоностроительный завод в Новом Сонче сосредоточился на ремонте и модернизации устаревшего подвижного состава (электричек, локомотивов и т.д.).

До конца 2014 года завод получил 70 заказов. Своего рода обкаткой для скоростных поездов послужила городская электричка в Варшаве. Поэтому в Newag решили всерьез взяться за городской транспорт и разработали свои модели трамваев и составов для Варшавского метро.

Сейчас компания занимает хорошие позиции на рынке модернизации и производства локомотивов, а также развивается в нише производства дизельных поездов. В своей деятельности Newag использует передовой опыт партнеров - в том числе EC Engineering, а ранее также и General Electric. Компания сотрудничает с крупнейшими западноевропейскими производителями подвижного состава (Siemens, Stadler) и пользуется их опытом. Компании удалось выйти на рынок Италии и Хорватии.

Примечательно, что при раскрутке своего завода Якубас использовал нестандартные ходы. К примеру, в 2006 году Newag взяла участие в проекте «поезд Папы», курсирующий из Кракова в Вадовице, где родился будущий папа Иоанн Павел ІІ. Подвижной состав на маршрут поставлялся заводом из Нового Сонча – электропоезда марки 14WE. При этом, сами поезда были лично освящены папой Бенедиктом XVI. Так что Newag получила своего рода одобрение со стороны католической церкви.

Несмотря на успехи в вагоностроительном бизнесе, Збигнев Якубас все же распродает свои акции. Похоже, что настало время для выполнения другой части правила – «дай заработать» другим. А тем временем, миллиардер активизировал свою деятельность в телекоммуникационном бизнесе. В июле прошлого года группа Multico увеличила свою долю до 12,9% в операторе фиксированной связи Netia (второй в Польше). К концу года подконтрольный пакет достиг 15,88%, а подконтрольная Якубасу Mennica стала наибольшим акционером. Есть куда расти. Более 35% акций еще находятся в свободном плавании на Варшавской фондовой бирже.

Читайте также Уроки Евросоюза: в чем секрет успеха польских производителей подвижного состава

JGAA-955C9P2_l