Уже несколько лет польские производители подвижного состава внимательно отслеживают условия тендеров по закупке трамваев и новых поездов за рубежом. За границами Польши удается продавать продукцию таким производителям как Pesa Bydgoszcz и Solaris, экспансию в этом направлении начала также компания Newag Nowy Sącz (котируется на Варшавской фондовой бирже).
Польша – страна с богатой железнодорожной традицией – экономика страны опирается на уголь, который практически всегда был грузом, традиционно доставляемым по железной дороге. Соответственно и количество предприятий производивших или ремонтирующих подвижной состав в Польше всегда было предостаточно. До 1989 года все они входили в структуру государственной железной дороги, но с приходом свободного рынка, все изменилось - предприятия должны были найти способ адаптироваться к новым рыночным реалиям. Большинству сделать этого не удалось. Более десятка предприятий, которые сегодня еще существуют, до недавнего времени полностью зависели от заказов национальных железнодорожных компаний.
Читайте также Польский блицкриг: как миллиардер заработал на IPO вагоностроительной компании
Вхождение Польши в Евросоюз создало возможности выхода на заграничные рынки, а привлечение ресурсов из ЕС позволило развиваться, например, в направлении удовлетворения потребностей на трамваи, которые обновлялись как в городах Польши, так и Евросоюза.
Хотя, конечно же, и польский рынок обладает большой емкостью для сбыта подвижного состава. Здесь существует необходимость замены около тысячи электропоездов. "По оценкам Zespołu Doradców Gospodarczych TOR, удовлетворение потребностей по модернизации подвижного состава в Польше требует расходов на уровне 37 млрд злотых, или около 9 млрд евро", - рассказывает Богуслав Ковальски (Bogusław Kowalski), партнер и генеральный директор консалтинговой компании ZDG TOR, которая недавно начала работать также и с проектами в Украине.
Для производителей подвижного состава из Польши существует сразу нескольких сценариев развития. Во-первых, это возможности широкой диверсификации продукции – подвижной состав для городских коммуникаций, экспорт на заграничных рынках, производство специализированой техники. Частично такую стратегию реализуют Pesa Bydgoszcz i Newag Nowy Sącz. Возникла также компания ZPS, которая с успехом заняла нишу спецтехники для ремонта железнодорожной инфраструктуры.
Вхождение Польши в Евросоюз создало возможности выхода на заграничные рынки, а привлечение ресурсов из ЕС позволило развиваться
Возможность, которую использовал Newag – вхождение в разного рода альянсы с иностранными производителями (в данном случае из GE, Siemens, или Stadler). Благодаря этому, удалось снизить затраты партнеров на производство и наладить обмен технологиями.
Еще одна стратегия – поглощение иностранным концерном, или финансовой группой. Обычно это означает окончание производства продукции под собственной маркой, но позволяет сохранить рабочие места и развиваться дальше под другой маркой (такой дорогой пошел, например, Konstal Chorzów приобретенный Alstom, или Pafawag Wrocław, поглощенный Bombardier).
Pesa: Восток, Запад, Юг
Pesa Bydgoszcz превратилась в польского гегемона за весьма короткий период. Компания выросла на месте государственной компании Zakłady Naprawczy Taboru Kolejowego и теперь как акционерное общество принадлежит менеджменту. Компания доминирует на внутреннем рынке новых трамваев, а также начала производство новых электролокомотивов. Pesa стремиться к полному циклу производства – создано собственное бюро проектирования, а также холдинг специализированых фирм.
Компания обычно принимает участие в тендерах самостоятельно (исключением стала совместная с канадской Bombardier заявка на 20 поездов для PKP Intercity), либо с правом сотрудничества с локальным партнером, в случае заграничного тендера (например, поставка трамваев для Москвы).
Pesa Bydgoszcz стремится к максимальной диверсификации портфеля заказов. В 2008 году компания приобрела ZNTK Mińsk Mazowiecki, которая занимается модернизацией электропоездов (в основном EN57) и сборкой низкобюджетных дизельных поездов.
Первые шаги на экспортных рынках, Pesa сделала на востоке, где успешно продаются ее дизельные поезда 610M i 620M – сначала в Украине, а потом и в Беларуси, Литве. Следующим шагом стал сбыт дизельного поезда Atribo в Италии для Ferrovie del Sud Est, Ferrovie Nord Milano, а также Ferrovie Emilia Romagna. Кульминацией этого направления экспансии был контракт на 40 поездов для государственной Trenitaliа.
В 2011 году Pesa удалось выйти на рынок Германии и Чехии (с дизельным поездом Link). Производитель подписал договор сначала с железными дорогами Чехии (31 поезд), региональной Regentalbahn (12 поездов), а также рамочное соглашение с Deutsche Bahn на 470 поездов. В рамках последнего соглашения также значатся два контракта с DB Regio на приобретение 36+9 поездов. Самые свежие контракты компании из Быдгощи – это 9 поездов Link для Niederbarniemer Eisdenbahn и три 730M для Беларуси.
В 2009-2013 годах Pesa подписала несколько контрактов на производство трамваев для венгерского Сегеда, румынского Клужа, российского Калининграда и болгарской Софии. Самым большим в этом сегменте стал договор на поставку 120 трамваем для Москвы подписанный в июне 2013 года. Для реализации этого заказа, польская компания сотрудничает с "Уралвагонзаводом". Россия, безусловно, это огромный рынок, но Pesa пытается на нем не зацикливаться и участвует в тендерах, например, даже в Бразилии.
Newag: Италия и Хорватия
По иному пути пошла компания Newag Nowy Sącz, акции которой размещены на Варшавской фондовой бирже. Ее мажоритарным акционером является Збигнев Якубас (Zbigniew Jakubas). Компания занимает хорошие позиции на рынке модернизации и производства локомотивов, а также развивается в нише производства дизельных поездов. Создан также и первый прототип трамвая – Nevelo.
В своей деятельности Newag использует передовой опыт партнеров - в том числе EC Engineering, а ранее также и General Electric. Компания сотрудничает с крупнейшими западноевропейскими производителями подвижного состава (Siemens, Stadler) и пользуется их опытом. Компании удалось выйти на рынок Италии и Хорватии.
Смотрите видео Испытание польского скоростного поезда Newag
Развитие Newag началось в 2008 году, когда удалось приобрести компанию ZNLE Gliwice (занимается производством электролокомотивов). В декабре 2013 года компания Якубаса получила заказ на производство десяти дизельных поездов для Италии. На сегодня подтвержден заказ на четыре первых поезда по этому контракту. Более того, в мае 2014 года польская компания подписала соглашение с хорватской Đuro Đaković Specijalna Vozila на совместное производство электролокомотива Griffin. Помимо совместного производства и обмена технологиями, условлено, что хорваты будут продавать продукцию на рынках третьих стран, а Newag – в Польше
Solaris: Германия
Совсем по иному пути развивается компания Solaris,которая уже давно известна на рынке как производитель автобусов и троллейбусов. Начиная с 2011 года фирма занимается также производством трамваев, а некоторые планы говорят и о желании конструировать электропоезда. Производителю удалось подписать три заграничных контракта на поставку трамваев. Сначала 5 составов для Jenaer Nahverkehr GmbH (июль 2012). Потом, два контракта на 15 (июлб 2012) i 3 (май 2013) трамваев для Braunschweiger Verkehrs AG. Ранее Solaris поставил 45 Tramino в Познань и подписал соглашение о поставке 15 трамваев в Ольштын.
Внутренний рынок стал слишком узким для крупнейших польских производителей подвижного состава. Внешняя экспансия – это теперь единственный шанс для дальнейшего развития как технологического, так и экономического. Время покажет, скоро ли эти компании станут широко узнаваемыми представителями польской экономики. Уникальной возможностью для обмена контактами на рынке подвижного состава будет конференция Europejskie Forum Taborowe 2015 (Европейский железнодорожный форум), которая состоится 10-11 марта 2015 года в Варшаве при медиапартнерстве портала ЦТС.
Michał Grobelny, перевод портала ЦТС
Читайте также Чудо на Висле: как в Польше запускают скоростные поезда Pendolino