Знаменитые поезда Pendolino производят на заводе в небольшом итальянском городке Савильяно, что в Пьемонте. Уже готовые поезда-красавцы контрастируют на фоне старой кирпичной кладки цехов, да и площадь предприятия в сравнении с советской гигантоманией – небольшая. Все очень компактно и даже уютно. Здесь не просто производят поезда, здесь реализуются мечты целых стран о преодолении временных и географических барьеров и даже воплощаются в жизнь настоящие геополитические стратегии.

Старший вице-президент Alstom Ролан Кинц бесконечно любезен. Отдает нам в пользование свой мерседес с личным водителем в придачу, а сам вынимает вещи из багажника и пересаживается в автобус. Интервью, записанное здесь прямо на заводе забрало больше времени, чем предполагалось, и чтобы мы без проблем успели в аэропорт, он сделал этот непривычный для нашего топ-менеджмента жест.

Тогда, в 2009 году Alstom после удачного опыта в России связанного с запуском Allegro на линии Санкт-Петербург-Хельсинки верил в свои перспективы и на украинском рынке. Действительно предложение французов попало в шорт-лист министерства транспорта при выборе подвижного состава под Евро-2012. Но, после президентских выборов победителем был объявлен Hyundai.

Польша, которая была в аналогичной ситуации, выбрала все же Alstom. Однако, первый рейс этих скоростных поездов на польской земле намечен только на 14 декабря этого года (через два года после Евро-2012). Большую половину этого дорогого проекта оплатил Евросоюз в виде, как прямого финансирования, так и льготных кредитов. Потянуть его самостоятельно Польша не смогла бы, а Украина – тем более. К тому же, реализация проекта отмечалась большой нервозностью и скандалами, в сравнении с которыми наша зимняя история с ломающимися Хюндаями может показаться цветочками.

Гибкие тарифы, как у авиакомпаний

Глубоко убыточная польская пассажирская железнодорожная компания PKP Intercity бросилась на свой последний возможный спасательный круг. Она сделала ставку на премиум-сегмент: аэродинамический нос, спроектированный Giorgette Ciugiaro, 402 мягких кресла в 1-ом и 2-ом классах, а кроме этого еще три бизнес-купе и интернет. Но наиболее критично важной в этом проекте является скорость. Смогут ли поезда Pendolino преодолевать расстояние из Варшавы в Гданьск за менее чем три часа, чтобы конкурировать с Ryanair и при этом быть комфортнее и доступнее автомобиля. В этом есть большие сомнения, скорее всего, средняя скорость Pendolino в Польше в 2015 году не сможет превысить показатель 200 км в час.

1077

Для формирования эффективной ценовой политики на поездах Pendolino был привлечен менеджер из авиакомпании LOT. Ставка была сделана на гибкую тарифную систему по примеру той, которая используется авиакомпаниями. Стоимость билета будет начинаться от 12 евро при покупке не менее чем за две недели до рейса. При этом таких билетов будет только 20 на состав. Чем ближе ко дню поездки – тем цена дороже. Тарифная сетка также полна различных акций и распродаж. Максимальная цена из Варшавы в Гданьск – 35 евро.

За деньги Брюсселя Покупка 20 скоростных поездов Pendolino и их обслуживание в течение 17 лет обошлась в более чем 2,7 млрд злотых (около 640 млн евро). Из этой суммы покупка подвижного состава – около 390 млн евро. Еще более 3,5 млрд евро ушло на модернизацию полотна под стандарты Pendolino. Однако, для Польши сумма оказалась вполне подъемной, так как половину стоимости покроета покрла программа Евросоюза OPI&E и кредит под госгарантии от Европейского инвестиционного банка.

Первый Pendolino прибывает на вокзал во Вроцлаве

Раньше существовала проблема: Брюссель считал, что такая финансовая помощь непозволительна, так как Pendolino должен будет обслуживать наиболее доходный сегмент премиум перевозок. Однако, компромиссное решение было найдено: финансирование из евроказны будет касаться только перевозок пассажиров во втором классе.

В начале 2013 года польские производители подвижного железнодорожного состава совершили качественный прорыв, который поставил под сомнение необходимость приобретения PKP IC 20 составов Pendolino. Компания Pesa успешно завершила испытания нового локомотива Gama Marathon (развивает скорость в 200 км в час), а Newag продемонстрировала новый электропоезд, который побил рекорд скорости на железной дороге Польши - 201,4 км в час.

Соответственно, возник вопрос, а так ли необходима закупка Польшей поездов Pendolino производства Alstom. Производители признают, что Pendolino представляет собой иное поколения поездов, способное разгоняться до 250 км/ч, но в Польше в связи с состоянием инфраструктуры он не будет идти быстрее, чем 200 км в час. За 20 составов Pendolino PKP Intercity заплатит 1,6 млрд злотых (около 390 млн евро), тогда как цена пяти составов Newag Impuls - 81 млн злотых (около 19 млн евро), что в пять раз дешевле если учитывать стоимость одного состава.

zz

160 вместо 250 В декабре 2014 года будет недоставать системы ERTM S второго уровня, которая помогает работе машиниста, например, останавливает состав если нарушены граничные параметры. Компания PKP утверждает, что к концу следующего года закончит все работы на железных дорогах. Но подтверждает опасения, касающиеся времени проезда. "В декабре 2014 г. на линии Варшава - Гдыня мы достигнем скорости до 160 км/ч и времени в пути - около 3 ч. 15 мин. - говорит Роберт Кучиньски из PLK. - Во второй половине 2015 года мы сократим время на 15 - 20 мин. Вот тогда мы наберем скорость до 170 - 200 км/ч" - обещают в компании.

А как обстоят дела на юге страны? Pendolino в режиме тестирования наберет скорость на центральной железнодорожной магистрали свыше 275 км/ч. Это должен быть единственный отрезок дороги в Польше, приспособленный выдержать эксплуатационную скорость 200 км/ч. Именно такая скорость позволит доехать из столицы за 2 часа 15 минут до Катовиц. 

На трассе Олшамовице - Влощова все еще нет даже исполнителей постройки новых путепроводов, по этой причине поезда должны будут сбавлять скорость. Более реальное время проезда до Кракова в декабре 2014 года - это 2ч. 30 мин. 

Не раньше 2015 года окончатся работы на линии Е30, именно по этому Pendolino не доедет в обещанный срок до Жешова. Почти все намеченные сроки движения все еще довольно приблизительны и неопределенны. И это потому, что PKP Intercity начали с конца, то есть с покупки железнодорожного парка - говорит Кароль Траммер, главный редактор "Z biegiem szyn". "Если подсчитать среднюю скорость Pendolino в Польше, окажется, что она ниже скорости обычных поездов Германии и Австрии, которые, к стати, на половину дешевле. Единственной ценностью было бы использование наклоняющихся вагонов, но их в польской версии не предвидится. На вид это будет космическое средство передвижения, из которого не удастся выжать ничего большего, чем с обычного поезда - резюмирует Траммер.

В конце октября, за полтора месяца до запуска суперпоездов, Polskie Linie Kolejowe, отвечающие за инфраструктуру железных дорог, закрыли на ремонт ключевой 60 километровый участок модернизированной под стандарты экспресса дороги. Причина – грунтовые воды подмыли насып. Время окончания ремонта неизвестно, но закончится он не ранее конца ноября. В случае если ремонт не удастся вовремя закончить, то время Pendolino в пути из Варшавы в Гданьск увеличится с 2 часов 58 минут до 5-ти часов.

Международный скандал В мае текущего года из-за контракта на поставку поездов Pendolino в Польшу возник настоящий дипломатический скандал. 6 мая французы должны были поставить в Польшу первые составы скоростных поездов Pendolino, так как на декабрь 2014 года запланирована уже их полноценная эксплуатация. Но Alstom в последний момент предложил поезда с максимальной скоростью 160 км в час, хотя в контракте было прописано – 250 км в час.

"Мы заплатили за кое-что другое, нежели получили в итоге" , - так в апреле вице-премьер  Януш Пехоциньски прокомментировал сложившуюся ситуацию. Вопрос рассматривался на заседания правительства Польши. Поляки сразу же поставили Alstom на счетчик и за срыв сроков контракта только за один месяц насчитали 4 млн евро штрафа (по 480 тыс за каждый из восьми не полученых в мае составов).

В Alstom утверждали, что в Польше нет соответствующей инфраструктуры, чтобы проводить тесты на скорости 250 км в час. Компания предложила, чтобы первые составы имели сертификацию низшую, чем этого требуют условия тендера. Поляки с этим не согласились, поскольку ранее вложили в ее модернизацию огромные средства м заявили, что в таком случае вовсе откажутся от контракта. В результате, Alstom пришлось выплатить штраф и вернуться в график поставок, признав поражение.

Читайте также Обуздать "Тарпан": как выходил в свой первый рейс скоростной украинский поезд

Поезда Pendolino для Польши собирают на заводе Alstom в Италии