Украинские железнодорожники решили привести в движение несколько замедлившийся процесс внедрения электронных билетов. Напомним, пассажиры получили возможность бронировать проездной документ с последующим оформлением в кассе еще в декабре 2008 года. Второй этап стартовал 30 марта 2009 года, после которого путешественники могут оплатить через Интернет полную стоимость проезда, а затем забрать билет в кассе.
Но внедрение третьего этапа, который позволял пассажирам не только бронировать и оплачивать проездные документы, но и самостоятельно распечатывать их, а затем предъявлять при посадке в поезд, несколько затянулось. Нововведение планировалось еще в 2011 году. "Планируется уже в этом году распространить продажу электронных билетов на дневные скорые поезда, и еще по одному фирменному поезду, которые курсируют из Киева в Одессу, Симферополь, Донецк, Днепропетровск и так далее. В целом мы насчитали таких актуальных поездов 20", – заявляла весной 2011 года начальник управления нормативно-технологического обеспечения информационных технологий пассажирских перевозок главного пассажирского управления "Укрзализныци" Нина Кострубицкая.
Однако планы несколько скорректировались, и сейчас возможность самостоятельно распечатать билет и показать его проводнику имеют только пассажиры экспрессов "Интерсити +". Кроме того, такой документ совершенно не устраивал сотрудников, которые ездили по железной дороге в служебных целях. Для оформления командировки им все равно требовались билеты, отпечатанные на бланках строгой отчетности, что, наряду с другими причинами, снижало привлекательность многострадальных Hyundai.
Но с 23 июля электронный посадочный документ наконец получил статус фискального чека. "С 11 часов мы на поезда "Интерсити+" и поезд 37/38 Киев-Донецк ввели электронный проездной документ без надобности выписывать документ на бланке строгой отчетности. Этот документ является фискальным и отчетным для тех, кто едет в командировку, и ему нужны отчетные документы. То есть бухгалтерия обязана принимать эти документы", - сказал заместитель генерального директора "Укрзализныци" Павел Чекалов.
С 23 июля электронный посадочный документ наконец получил статус фискального чека.
Если же у бухгалтеров возникают сомнения в легитимности электронного посадочного документа, то Госадминистрация рекомендует им обратиться к совместному приказу Министерства инфраструктуры и Министерства доходов и сборов № 331/137 от 30 мая 2013 года. "Есть также письмо Министерства налогов и сборов, которое дает нам право фискализации этого документа в налоговом отчете и, соответственно, он является на уровне государства узаконенным отчетным документом. Если по каким-либо причинам у людей или предприятий, которые приобрели этот документ, возникнут вопросы касательно подтверждения его легитимности, то фискальный сервер не только фискализирует билет, но и архивирует его сроком на месяц. И они могут обратиться к нам, а мы им на основании информации с сервера дадим подтверждение по тому или иному документу", - подчеркнул Чекалов.
Впрочем, он тут же добавил, что это пока что опытная эксплуатация, и продажа электронных документов на эти поезда будет осуществляться только через Интернет в течение недели. После этого Госадминистрация намерена отчитаться перед налоговыми органами и с начала августа начать реализацию таких билетов через кассы. Кроме того, с середины сентября "Укрзализныця" распространит действие электронных посадочных документов еще на пять поездов. Это, в частности, составы №12/11 Киев-Симферополь, №91/92 Киев-Львов, №80/79 Киев-Днепропетровск, №105/106 Киев-Одесса, №64/63 Киев-Харьков.
Затем, говорят в "Укрзализныце", до конца года электронные проездные документы начнут действовать во всех круглогодичных поездах внутреннего сообщения, а их насчитывается порядка 120 пар. Но есть один нюанс: пока что Госадминистрация не располагает достаточным количеством считывающих устройств для применения технологии. "На сегодня считывающие устройства закуплены только для поездов "Интерсити+". Для опытной эксплуатации тех поездов, которые я называл, нам нужно порядка 250 штук с учетом резерва для зарядки и внеплановых выходов из строя. А в общем на сегодня эксплуатационный парк пассажирских вагонов состоит из примерно 4 тыс. единиц, и такое устройство будет в каждом вагоне, у каждого проводника", - сказал Чекалов.
Правда, пока неизвестно, когда же произойдет масштабная закупка. "Мы подготовили техническое задание, согласно которому мы подберем производителя, соответствующего этим требованиям", - говорит замгендиректора "Укрзализныци". Стоимость одного мобильного терминала контроля документов (МТКД) колеблется в пределах 8-16 тыс. грн. То есть для полного оснащения парка пассажирских вагонов МТКД Госадминистрации нужно будет вложить от 32 млн до 64 млн грн. Железнодорожники уверяют: инвестиции окупятся достаточно быстро, так как позволят ежегодно экономить около 18 млн грн на бланках строгой отчетности. "Срок эксплуатации – 10 лет. В результате несложных арифметических подсчетов можно сказать, что будет выгоднее для пассажиров и для нас – экономия порядка 18 млн грн в год на бланках строгой отчетности или закупка таких устройств раз в 10 лет", - говорит Чекалов.
Успеет ли "Укрзализныця" совершить покупку до конца года с учетом сложности процедур и острой нехватки финансовых ресурсов, покажет время. Да и далеко не все пассажиры будут готовы сразу же перейти на электронные билеты. Поэтому, похоже, что пока что кассирам железных дорог хватит работы, да и бланки строгой отчетности пока что будут востребованными как людьми, не имеющими возможности работать в Интернете, так и не менее строгими и консервативными бухгалтерами.