Правительству нужно придумать, как привлечь в Украину новые авиакомпании: утвержденного механизма президент страны Виктор Янукович потребовал уже к декабрю. В том числе необходимо "привести" пять новых бюджетных перевозчиков. Пока же на нашем рынке представлены только "Визз Эйр Украина" (дочка венгерской WizzAir), FlyDubai (ОАЭ), Рegasus Аirlines (Турция) и несколько других.
Собственно, Министерство инфраструктуры занимается этим вопросом давно, есть даже планы к 2015 году в несколько раз увеличить число пассажиров бюджетных авиакомпаний – до 5 миллионов. В прошлом году тогдашний глава ведомства Борис Колесников выражал готовность подписать с такими компаниями "любое количество договоров" и оформлять разрешение за две недели.
Однако даже те перевозчики, с которыми украинская сторона вела активные переговоры, до сих пор не начали летать в Украину. Так произошло, например, с крупнейшим бюджетным авиаперевозчиком ирландской Ryanair, приход которой прогнозировали в первой половине 2012-го года.
Торг уместен Серьезные сомнения в целесообразности выхода на украинский авиарынок у компаний, которые присматриваются к нему, вызывают бюрократические преграды и высокие сборы, а главное – его объем и платежеспособность населения.
Традиционно основным препятствием появлению в Украине бюджетных авиаперевозчиков называют то, что между ней и Евросоюзом все еще нет соглашения о совместном авиационном пространстве. Оно устраняет ограничения в выборе маршрутов и частоты полетов – пока для полетов по определенному маршруту компании вынуждены получать согласие авиационных властей, как своего государства, так и страны следования. Часть двусторонних договоров ограничивает количество рейсов и назначенных перевозчиков на маршруте.
Как сообщил первый заместитель главы Госавиаслужбы Александр Гречко, очередной раунд переговоров относительно присоединения Украины к открытому авиационному пространству пройдет в мае этого года. По его словам, для открытия неба с ЕС необходимо адаптировать 137 европейских регуляций.
В Мининфраструктуры в свое время признавали, что приход в Украину лоукостеров осложняет также то, что их обязали создавать здесь дочернюю компанию и регистрировать воздушные суда, что подразумевает большие инвестиции. А иначе назначения приходится получать не по украинским квотам, а по квотам других стран.
Власти соседней России также заняты вопросом создания привлекательных условий для лоукостеров. Вероятно, что те пожелания, которые участники рынка выразили им, должны будут учесть и власти украинские. Так, российский Минтранс уже предложил, в числе прочего разрешить продавать чуть больше билетов на рейс, чем способен вместить самолет, отменить обязательные требования к питанию на борту, НДС на билеты на внутренних линиях.
Ведущие авиаперевозчики, на долю которых приходится до 70% всех пассажирских авиаперевозок в РФ, считают, что из-за овербукинга проблем не возникнет: сумма возвратов, осуществляемых из-за отказа пассажира от перевозки, составляет в среднем 8% выручки.
Правда, критики отмечают, что внедрить эту практику в российских реалиях не так просто: она допустима лишь при оживленном воздушном сообщении и развитой инфраструктуре – что бы пропустивший свой рейс пассажир мог улететь на другом самолете в течение нескольких часов. Необходимо также отлаженное информационное сопровождение работы авиаперевозчиков.
Для открытия неба с ЕС необходимо адаптировать 137 европейских регуляций
Есть опасения, что узаконивание овербукинга и невозвратных тарифов выльется в коррупционные схемы вокруг продажи билетов и провоза "зайцами" тех, кто с уже оплаченными документами оказался вдруг без места в самолете. Для таких следует разработать условия компенсации.
Проблема НДС на внутренних авиалиниях существует и в Украине: в отличие от зарубежных рейсов, на них бортпитание, оплата взлета/посадки этим налогом облагается. В прошлом году украинский Минтранс обещал его отменить, но пока он все еще есть.
Регионы ждут Украина заинтересована в том, что бы лоукостеры стали летать из региональных аэропортов, и не только из более привлекательных – таких, как львовский или одесский. Неоднократно говорилось о том, что этому мешает отсутствие аэропортовой инфраструктуры надлежащего уровня.
Использование второстепенных аэропортов является важным фактором экономии расходов – меньшие расходы на наземное обслуживание и снижение времени разворота самолета за счет значительно меньшего трафика. Однако в Украине та же "Визз Эйр Украина" предпочитает основные аэропорты. Да и за рубежом далеко не все лоукостеры приземляются во второстепенные воздушные гавани. Так, по подсчетам российского журнала "Эксперт", компания EasyJet в 70% городов маршрутной сети приземляется в основные аэропорты, AirAsia – в 85%, а AirOne использует их повсеместно.
Это периодически создает для бюджетных авиакомпаний сложности: их самолеты могут находиться в аэропорту не более 25 минут между рейсами, тогда как машины классических авиакомпаний – 50 минут. И если самолет опоздал и не уложился в 25 минут, то разрешения на вылет ожидает долго. На персонале лоукостеры экономят, так что запасного нет, и длительные задержки могут привести к отмене рейса – к моменту взлета персоналу уже требуется отдых.
Конкуренции со стороны лоукостеров опасаются присутствующие на украинском рынке классические авиакомпании. По-видимому, они были бы не против прихода сюда новых игроков, если бы те летали на новых маршрутах, а не на "обкатанных".
"Только 20% емкости используется итальянскими перевозчиками между Италией и Украиной. Немецкими перевозчиками не используются возможности летать из любых пунктов Германии в любые пункты Украины, кроме Киева", – говорит президент компании "Международные авиалинии Украины" Юрий Мирошников. Он уверяет, что лоукосты не развивают здесь новых маршрутов, как это делают бюджетники во всем мире, подменяя собой автобусные перевозки или же дорогие поезда. "В Украине железнодорожные билеты стоят дешево и субсидируются за счет транспортировки грузов, конкурировать с ними не сможет ни один лоукост", – поясняет Мирошников.
С этим не соглашается коммерческий директор "Визз Эйр Украина" Наталья Артемова. "Кёльн, Дортмунд, Мемминген, Любек, Тревизо, Бергамо, Жирона, Валенсия, Катовице, Кутаиси – это все те направления, которые мы развивали с нуля. Мы планируем расширять нашу маршрутную сеть и в дальнейшем", – говорит она.
Не так страшен лоукостер… Впрочем, было бы наивно полагать, что новые бюджетные перевозчики очень скоро вытеснят с украинского рынка "классиков". Ведь, как известно, летать самолетами таких перевозчиков выгодно только при определенных условиях. У них минимум сервиса и услуг в полете, но при желании можно получить лучшее места, питание и прочее за отдельную плату. Билеты начинают продаваться по ценам, начинающимся со "смешных" значений, но по мере заполняемости самолета стоимость возрастает. Так что в результате их цены могут не на много отличаться от цен традиционных перевозчиков. Пассажиры это быстро усваивают.
Лоукостеры могли бы научить их быть более гибкими. Что на самом деле и происходит в других странах: многие традиционные авиакомпании заимствуют определенные элементы бизнес-модели, характерной для авиакомпаний бюджетных. К примеру, у AirBerlin при перелетах по Европе в самолетах отсутствует бизнес-класс, нельзя выбрать место в салоне, зато цены на билеты по многим направлениям низкие. Французская Air France внедряет новую структуру услуг и тарифов на рейсах из парижского Орли и региональных базовых аэропортов по всей Франции. Она запускает бюджетный тариф, который не будет включать бесплатный багаж, возможность выбора места в салоне через Интернет, а также начисление миль часто летающим пассажирам.
Но в нынешних условиях новые игроки все-таки действительно представляют для украинских авиакомпаний определенную угрозу – пассажиропоток не настолько велик. В Европе при снижении цены билета финансовые потери от этого покрываются за счет роста пассажиропотока. У нас же, как отмечают участники рынка, снижение цены увеличением пассажиропотока не покрывается – платежеспособных пассажиров еще недостаточно. И как раз это может стать наиболее важным фактором, который заставит лоукостеров отложить приход в Украину.