Европа на один день показалась ближе, чем на самом деле. 24 января министр инфраструктуры Борис Колесников заявил, что уже в мае этого года на регулярные линии может выйти всемирно известная ирландская авиакомпания Ryanair. Предполагается, что она свяжет Лондон, Париж и Барселону с Донецком и Львовом. При этом городской глава Львова Андрей Садовый прогнозирует пассажиропоток в 500 тыс. человек уже в 2012 году. С одной стороны, идея выглядит интересной, однако ее реальность выглядит сомнительно.
Во-первых, ирландский перевозчик ранее заявлял об отсутствии интереса к украинскому рынку. И сегодня переговоры с руководством профильного ведомства пока еще не завершены. "Мы не комментируем слухов о возможном выходе Ryanair на украинский рынок и не спекулируем на этой теме. Если мы заключаем договор с каким-либо аэропортом, то обязательно делаем официальное заявление от себя", - сообщил Центру транспортных стратегий директор по корпоративным коммуникациям Ryanair Стивен Макнамара.
В Украине Ryanair не хватит пасажиров для получения прибыли
Во-вторых, разрешительная система в западных странах также может сыграть против заявленного проекта. Например, Великобритания не будет против допустить перевозчика из третьей страны для полетов между Лондоном и городами Украины (по такому принципу сейчас работает венгерский Wizz Air на линии Киев-Лондон). Но во Франции появление Ryanair может вызвать нешуточное сопротивление со стороны той же Air France.
Потому шансы Украины реализовать озвученную идею невелики. Тем более, что власти заведомо предложили Ryanair непривлекательные с точки зрения пассажиропотока аэропорты во Львове и Донецке. Логику Мининфраструктуры понять можно: средства в реконструкцию этих объектов вложены немалые, и сейчас самое время подумать, как же загрузить эти воздушные ворота после завершения Евро-2012. Ведь их пропускная способность сегодня в разы превышает реальные показатели работы.
Возьмем, к примеру, Донецк. По итогам 2011 года он обслужил 829 тыс. человек, хотя после завершения всех работ его возможности превысят 3 млн человек в год. Пропускная способность Львова после обновления превысит 4 млн человек в год. Его показатели работы выглядят несколько скромнее - 269,9 тыс. человек, однако не стоит забывать об ограничениях, связанных с ремонтом и продлением взлетно-посадочной полосы. Для сравнения: в 2010 году аэропорт принял и отправил почти 482 тыс. человек.
Такие цифры вряд ли заинтересуют крупного бюджетника, обязательным условием работы которого является устойчивый пассажиропоток с коэффициентом загрузки кресел около 80%. Следует также взглянуть на самих пассажиров. Например, рейсами low-cost перевозчика "Визз Эйр Украина" в западном регионе пользовались, как правило, люди, которые вылетали на заработки. С учетом кризиса в Европе такой поток трудовых мигрантов не будет большим и стабильным. Что же касается других путешественников, то одной из преград для налаживания сообщения является визовый режим. Не стоит также забывать, что посольства располагаются в столице, и за визами отправятся скорее те, кому нужно летать в ЕС по вопросам бизнеса. А такие люди с большой долей вероятности предпочтут небюджетную авиакомпанию.
В восточном регионе люди, как правило, заняты на местах и не станут вылетать на заработки в европейские страны. А барьером для генерации туристических потоков из Донецка в Лондон либо Париж является все тот же пресловутый визовый режим. Что же касается наплыва путешественников из Европы, то Донецк является скорее промышленным, чем туристическим городом, а потому вряд ли привлечет много людей.
Еще одним серьезным требованием Ryanair ко всем контрагентам является очень высокая скорость обслуживания самолета в аэропорту. И не факт, что инфраструктура и персонал во Львове и Донецке к этому готовы.
Гораздо более привлекательным пунктом для Ryanair мог бы стать киевский аэропорт "Жуляны". Ведь как ни крути, а основной пассажиропоток все-таки сосредоточен в воздушных воротах столицы. Тем более что длина взлетно-посадочной полосы после реконструкции увеличилась с 1800 до 2310 м, а в апреле текущего года планируется ввести в эксплуатацию новый терминал. Кроме того, именно в "Жулянах" действует механизм, которого всегда требуют бюджетные перевозчики, - объемные скидки. Согласно приказу Минтранссвязи № 492 от 19 июля 2010 года, компания, которая отправит в месяц более 10 тыс. пассажиров, платит за это на 10% меньше.
Однако во Львове и Донецке такой системы пока нет, хотя отечественные авиалинии выполняют туда до шести рейсов в день и могли бы рассчитывать на какие-либо преференции. Сдерживающим фактором "Жулян" является малый размер перрона, способного одновременно принять до четырех среднемагистральных самолетов. Но и эту проблему предприятие планирует решить к осени текущего года, расширив количество паркомест до 14.
Поэтому не исключено, что выход Ryanair на украинский рынок ограничится лишь заявлениями о добрых намерениях, как это было в свое время с аэросвитовским рейсом Донецк-Пекин. А на деле потенциальный пассажиропоток из Львова и Донецка вряд ли будет привлекательным для ирландского перевозчика.