Прошлой весной вице-премьер-министр Украины Борис Колесников ошарашил общественность заявлением о том, что запуск на отечественный рынок лоукостов невыгоден для страны, поскольку это принесет убытки отечественным авиакомпаниям. Он уверял, что открывать рынок стоит только для России и Израиля, с которыми у нас безвизовый режим. Правда, уже через месяц, после того, как его обвинили в лоббировании интересов авиакомпании МАУ, он сменил концепцию и стал уверять, что готов оформить все разрешения для любого желающего лоукоста за 15 дней.
Но зарубежные компании, в частности, Air Berlin, жалуются, что украинская сторона не дает обещанные разрешения на полеты и на количество рейсов, которые бы устроили перевозчика. Об этом говорят и в Wizz Air. "Нам нужен доступ к маршрутам. Сейчас же успех заключался в том, чтобы летать в те аэропорты, в которые больше никто другой не летает", - рассказывает исполнительный вице-президент группы Wizz Air Джон Стефенсон. Реального расширения количества бюджетных маршрутов в Европу можно ожидать лишь в том случае, когда Украина договорится об "открытом небе" с ЕС - то есть об отмене действия специальных двусторонних соглашений, ограничивающих количество направлений и рейсов между странами, и переходе на свободную конкуренцию. Однако чиновники обещают такие договоренности уже на протяжении нескольких лет - и реальных сдвигов в этом направлении пока не заметно.
Первопроходцы Несмотря на это, ряд бюджетных авиаперевозчиков пытается выйти на наш рынок. В нынешнем году сразу несколько известных на мировом рынке операторов начали рейсы в Украину, они осваивают новые аэропорты, часть из которых как раз подготовилась к приему гостей на "Евро-2012". Правда, почти для всех этих авиакомпаний украинские города являются периферийными пунктами назначения, в которые с невысокой периодичностью прилетает судно из базового аэропорта.
На восточном и российском направлениях двигателем развития бюджетных авиалиний являются интересы туристических компаний.
Лишь первый пришедший в Украину лоукост венгерская Wizz Air имеет в Украине дочернюю компанию с собственным парком самолетов, которая перевозит пассажиров сразу по нескольким направлениям. Из киевского аэропорта в Жулянах с ней можно улететь в Анталию, Барселону, Валенсию, Венецию, Гамбург, Дортмунд, Катовице, Кельн, Лондон, Мемминген. Также лишь эта бюджетная авиакомпания осуществляет единственный внутренний рейс: сезонным сообщением Киев-Симферополь. Осенью, после открытия реконструированного аэропорта "Львов", компания начала рейсы также и оттуда - в Венецию и Дортмунд. Минимальные цены в один конец составляют от 295 грн. в Центральную Европу до 569 - в Лондон. Рейс в Симферополь стоит от 249 грн. Этот веер маршрутов особенно актуален из-за того, что Wizz Air не поддерживает стыковок рейсов, поэтому пересадок во многих городах пришлось бы ждать подолгу, и платить за каждый билет отдельно.
Противоположное - азиатское - направление покрывает другая бюджетная авиакомпания, развернувшая в этом году агрессивную рекламу в Украине - flydubai. Она отправляется из Киева в Дубай трижды, а из Харькова - дважды в неделю, и стоят эти перелеты от 1194 грн. в один конец. Оттуда она предлагает пересадку на многие направления - преимущественно в Азии и Северной Африке. В частности, это Александрия, Амман, Бахрейн, Бейрут, Белград, Коломбо, Дамаск, Доха, Кабул, Катманду, Кувейт.
Другая компания из Объединенных Арабских Эмиратов также пришла в Украину в 2011 году. Это AirArabia, базовым аэропортом которой является Шарджа. Из Киева туда 5 раз в неделю отлетают воздушные суда, из Донецка - дважды, а из Харькова - трижды в неделю. Стоимость билетов в одну сторону - от 1303 гривен.
Восточные лоукосты наступают в Украине активнее всего. Прямым конкурентом предыдущих компаний, как по европейским, так и по азиатским направлениям является турецкая Pegasus Airlines, которая особенно подружилась с аэропортом "Харьков". Оттуда она отправляет самолеты на пересадку в Стамбул 5 раз в неделю, и еще трижды в неделю - из Донецка. Минимальная цена перелета - 642 грн. в одну сторону.
На итальянский курорт Римини с текущего года раз в неделю из Киева летают самолеты компании Wind Jet: этот рейс состыкован также с перелетами на 2 других итальянских города: Катанию и Палермо. Правда, пока что этот лоукост продает довольно дорогие билеты: по 1700 грн. в обе стороны.
Из Москвы в Симферополь летом 2011 года начали летать сразу 2 российских лоукоста - ВИМ-АВИА и "Авианова". Однако сейчас эти рейсы прекращены. Для первой из этих компаний крымское направление является сезонным и будет возобновлено в следующем году. А вторая в октябре вообще прекратила регулярные пассажирские перевозки из-за убытков. Другая сезонность была у рейсов израильской Arkia: они начали летать из Киева в Тель-Авив перед Пасхой, с периодичностью 2 раза в неделю и по цене 1600 грн. Однако сейчас это направление в расписании компании отсутствует.
Лоукосты стали летать в украинские аэропорты в меньшем количестве. Например, румынская Carpatair открыла перелеты на самолетах среднего класса в Тимишоару из Черновцов, а также из Львова - от 4 до 6 раз в неделю. Стоит это от 320 грн. в один конец. А еще одна турецкая компания - Onur Air - через день летает из Одессы до Стамбула, билеты стоят от 498 грн.
Недавно также стало известно, что израильская авиакомпания El Al рассматривает возможность открытия рейса по маршруту Тель-Авив - Черкассы, изучает также возможность использования взлетно-посадочной полосы в Умани, являющейся священным городом для хасидов. На следующее лето также намечено открытие рейсов Norwegian Air Shuttle по маршруту Киев - Осло дважды в неделю.
Восток-Запад Рынок лоукостов продолжает развиваться. Перевозчиков привлекает, во-первых, то, что отечественный рынок пока низкоконкурентный, а во-вторых - что они могут использовать украинские аэропорты как транзитные на пути с Востока на Запад. На восточном и российском направлениях двигателем развития бюджетных авиалиний являются интересы туристических компаний. Генеральный директор flydubai Гейт аль Гейт открыто признается, что его компания пришла в Украину и Россию, чтобы помочь ОАЭ конкурировать за российских и украинских туристов с Египтом и Турцией - фактически самыми популярными местами пляжного отдыха среди жителей этих стран. А оба российских перевозчика в 2011 году заинтересовались только рейсами из Москвы в Крым.
Европейское направление перспективно из-за того, что граждане ЕС могут попадать в Украину без визы. Но еще большим толчком к приходу новых компаний и открытию новых рейсов могла бы стать отмена визового режима для украинцев в Евросоюзе, считают эксперты рынка. Ведь на европейских направлениях дешевых игроков очень мало, в то время как на азиатских им даже несколько тесно.