Коммерческий директор "Визз Эйр Украина" о либерализации авиарынка с Европой, преимуществах бюджетных авиакомпаний и концепции флагманского перевозчика в эксклюзивной колонке для ЦТС.
Классические перевозчики считают, что Украине рано присоединяться к Единому авиационному пространству ЕС. Они объясняют это отсутствием необходимых условий: высокой платежеспособности населения, безвизового режима, привлекательности Украины для туристов и бизнесменов. Кроме того, по их словам, уже выданные частоты не используются в полной мере иностранными перевозчиками. Разделяете ли Вы их мнение?
Присоединение к Единому авиационному пространству ЕС сейчас может создать ситуацию, когда на рынке предложение будет превышать спрос, и ужесточится конкуренция среди авиаперевозчиков. Конечно же, пассажиры от этого только выиграют. Но такая ситуация будет откорректирована и стабилизирована, так как некоторые перевозчики отменят изначально предложенные емкости. Бесспорно, визовый режим ограничивает потенциал рынка. Но все же мы с нетерпением ожидаем подписания соглашения об "открытом небе", поскольку этот шаг откроет новые горизонты перед авиаперевозчиками и предоставит больше возможностей, по сравнению с сегодняшней ситуацией, когда рынок ограничен усиленным регулированием, которое достигает даже исключительно коммерческих сфер авиационного бизнеса, чем мало способствует развитию рынка.
Президент авиакомпании МАУ Юрий Мирошников также заявил, что в Украине нет массовости полетов, которая является основой для лоукостов, а потому бюджетные компании занимают накатанные классическими перевозчиками маршруты и предлагают цены ненамного ниже, чем у них. Насколько это соответствует действительности?
Ранее мы говорили о том, что перелеты между Украиной и другими странами регулируются двусторонними соглашениями. Более того, длительное время эксклюзивное право на выполнение большинства рейсов определенным перевозчиком было тщательно оберегаемо. Ни один перевозчик не имел шансов развивать полеты на этих направлениях, даже если у него было желание, емкости и необходимые операционные возможности для выполнения этих рейсов.
Посмотрите на карту маршрутов "Визз Эйр Украина" и отметьте те направления, которые мы забрали у других перевозчиков. Кёльн, Дортмунд, Мемминген, Любек, Тревизо, Бергамо, Жирона, Валенсия, Катовице, Кутаиси – это все те направления, которые мы развивали с нуля. Мы планируем расширять нашу маршрутную сеть и в дальнейшем.
Лоукост бизнес очень зависит от уровня затрат, и мы прилагаем максимум усилий, чтобы удерживать их на низком уровне (при этом мы никогда не идем на компромисс с безопасностью или надлежащим техническим обслуживанием). Только благодаря этому мы можем предлагать такие низкие цены на авиаперелеты. Имя такое предложение на рынке – низкий тариф, мы создаем спрос – пассажиропоток.Я бы сказала, что мы привлекаем абсолютно новых пассажиров, которые ранее не путешествовали вообще или использовали другие виды транспорта для путешествий.
Я уверена, что традиционные перевозчики имеют свою долю в этом бизнесе, так как у них своя целевая аудитория, и они предлагают тип услуг, отличающийся от того, что предлагают лоукост авиакомпании.
Нужен ли, по Вашему мнению, Украине флагманский перевозчик?
Я уверена, что невозможно будет вечно придерживаться тенденции противостояния созданию конкурентной среды в Украине. Когда иностранный перевозчик планирует выполнять перелеты на том же направлении с другой стороны, не с украинской, откуда уже летает украинский перевозчик, что нужно сделать: поддержать эту авиакомпанию или заблокировать ее рейсы с целью обеспечить преференции украинскому оператору? В последнее время от наших чиновников мы слышали много разговоров о том, что ведутся переговоры с иностранными авиакомпаниями о начале перелетов в Украину. Это означает, что правительство поддерживает конкуренцию. Но в то же время мы слышим, что представители авиационных властей хотят поддерживать определенную авиакомпанию в Украине. Какая же у них стратегия?
По моему мнению, Украине не хватает конкуренции на авиационном рынке. Я согласна с тем, что быть флагманской авиакомпанией на рынке – это выигрышная позиция, если смотреть со стороны перевозчика. Но это ведет к тому, что перевозчик теряет ощущение конкуренции и того, что кто-то дышит тебе в затылок, стимулируя использовать ресурсы наиболее выгодным образом. И с течением времени становится все сложнее уловить ситуацию. С точки зрения пассажира это – поражение, так как у него не остается выбора.
Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставить наилучшее сочетание цены/качества, а пассажиры уже сами делают свой выбор.