Президент крупнейшей украинской авиакомпании МАУ в эксклюзивной колонке для ЦТС рассказывает почему присоединение Украины к Единому авиационному пространству Евросоюза преждевременно и обосновывает правильность концепции флагманского авиаперевозчика.
Проблема присоединения к Единому авиационному пространству обсуждается уже давно, и сейчас дискуссия вошла в острую фазу, поскольку этот шаг многими рассматривается как панацея. Но, мне кажется, что снятие ограничений не является лекарством от всех бед. Это сложный комплексный процесс либерализации отрасли авиационных перевозок. Есть много положительных и отрицательных примеров такой практики.
Что касается Украины, то ее присоединение к Единому авиационному пространству неизбежно. Но это инструмент, который хорош при определенных условиях. Если у вас есть шуруп под крест, то вам будет очень трудно открутить его отверткой под шлиц и наоборот. Поэтому пытаться применить открытое небо там, где оно в силу определенных обстоятельств преждевременно, где не готовы другие элементы инфраструктуры, экономики, потребительского спроса, элементы открытости, в первую очередь, открытости для передвижения людей, приведет к тому же результату, что и попытка открутить шуруп под крест отверткой под шлиц. Ничего не получится!
Почему я считаю, что открытие неба не поможет в сегодняшней ситуации в Украине? Потому что одной из основных проблем является низкая платежеспособность населения. Возможность авиакомпаний летать не ограничена, хотя, должен сказать, что де-факто на многих рынках она есть. И это доказательство тому, что открытие неба не панацея! Эти возможности не используются. В первую очередь, они не используются иностранными авиакомпаниями, которых у нас ждут как спасителей. Только 20% емкости используется итальянскими перевозчиками между Италией и Украиной. Немецкими перевозчиками не используются возможности летать из любых пунктов Германии в любые пункты Украины, кроме Киева.
Есть и много других примеров, когда возможности не используются. Почему? У людей нет средств на перелеты, но у них есть визовые барьеры. С другой стороны, Украина по-прежнему не является привлекательным объектом для иностранцев: для туристов она малоизвестна, и инфраструктура плохо подготовлена. А у бизнесменов есть свой большой список причин, по которым они не спешат в Украину делать инвестиции и повышать объемы перевозок. Даже введенный в 2005 году безвизовый режим для граждан Евросоюза и достаточно большого количества стран мира привел к краткосрочному всплеску роста зарубежных пассажиров, однако он быстро закончился.
Очень часто открытие неба связывают с лоукостами и рассматривают этот процесс как возможность привлечь их сюда и обеспечить украинским гражданам низкие цены. Но, позвольте, у нас уже есть несколько бюджетников, а где же дешевые билеты? Их нет, потому что нет массовости перелетов, которая должна служить основой для нормального функционирования лоукостов и их возможности предоставлять низкие тарифы. Еще одной причиной является дороговизна инфраструктуры: аэропортовых услуг, аэронавигации, топлива. Играет свою роль и монополизм аэропортов, когда нет возможности выбрать себе поставщиков услуг и получить преимущества от их конкуренции.
Поэтому локуосты, которые приходят сюда, не развивают новых маршрутов. Они не делают того, что делают бюджетники во всем мире, когда они подменяют собой автобусные перевозки или же дорогие поезда. В Украине железнодорожные билеты стоят дешево и субсидируются за счет транспортировки грузов, конкурировать с ними не сможет ни один лоукост. Поэтому бюджетные авиакомпании становятся на наработанные классическими перевозчиками маршруты и слегка понижают там цены. Но за это они убирают из пакета услуг для пассажира все, что можно, и просят за любую мелочь дополнительные деньги!
А, значит, без готовности украинского рынка, без повышения уровня жизни населения, без снятия барьеров для передвижения пассажиров, ни открытие неба, ни лоукосты не смогут спасти ситуацию и дать ожидаемый эффект. Есть ли альтернативы? Почему-то никто не обсуждает концепцию флагманского перевозчика, и все заменяют это словом "монополист". Но ничего общего флагман с монополистом не имеет. Флагман - это один из самых крупных перевозчиков в стране с самыми высокими стандартами качества, безопасности, сервиса. И это компания, с которой государство может заключить договор социального партнерства: он может получить определенные преференции, но за это с него будет усиленный спрос с точки зрения качества и безопасности, выполнения рейсов на нужных государству направлениях, предоставления социальных тарифов для малоимущих слоев населения и многого другого. Но эта концепция не рассматривается как решение, хотя она работает во многих странах.
И главное: открыв небо, его нельзя уже будет закрыть. Либерализация будет иметь непредсказуемые последствия для экономики. Поэтому этот шаг должен быть хорошо продуман, стратегически выверен, тщательно рассмотрен под разными углами с точки зрения глобальных интересов Украины и ее граждан. И только потом должно приниматься решение в интересах страны, населения, авиационной отрасли.