За последние несколько месяцев "Укрзализныцей" управляет уже второй временный руководитель. Место Евгения Кравцова сначала занял Желько Марчек, а теперь - Иван Юрык. Проблема исполняющих обязанности в транспортной отрасли не нова, но де-факто такое безвластие приводит к разбалансировке управления "Укрзализныцей" - одной из ключевых компаний для экономики Украины. 

О поиске нового председателя правления АО УЗ было объявлено еще до карантина. Но ситуация с коронавирусом затормозила процесс. На прошлой неделе "замороженный" ранее конкурс сдвинулся с мертвой точки - в сети появился шорт-лист кандидатов, в который попали семь фамилий. Судя по списку, конкурсная комиссия собрала сильных и авторитетных топ-менеджеров. Теперь главная задача - выбрать лучшего. Такой же большой компании, как УЗ, в Украине не существует, а потому логично искать менеджера среди руководителей из топ-20 украинских компаний. Эти люди как раз такими компаниями и руководили.  

photo_2020-06-05_16-31-50

Интригой стало отсутствие в списке кандидатов экс-руководителя Юго-Западной железной дороги Романа Веприцкого. В апреле в отраслевых СМИ появилась информация о собеседованиях в Офисе президента и КМУ - Веприцкого даже ввели в состав правления УЗ в статусе и.о., как ответственного за вертикаль грузовых операций. В этой роли он провел ряд встреч с грузоотправителями и операторами рынка, которые многими были восприняты как своеобразные "смотрины". Но буквально вчера набсовет УЗ отстранил Веприцкого и рекомендовал Кабмину его уволить.

У всех претендентов на должность СЕО УЗ есть успешный опыт управления компанией с многотысячным коллективом и миллиардными оборотами. Это ключевая компетенция, которая должна быть у менеджера, которому предстоит реформировать и развивать "Укрзализныцю".

ЦТС эксклюзивно пообщался с потенциальными кандидатами и выяснил, действительно ли их имена есть в шорт-листе, кого считают своими главными конкурентами и почему решили податься на эту должность. Забегая наперед, скажем, что некоторые из опрошенных, узнали о том, что попали в короткий список, из прессы. Мы будем и дальше продолжать общение с претендентами, чтобы выяснить их видение трансформации компании и решения наиболее острых ее проблем.

 Петр Чернышов

picture2_petr-chernyshov-p_344670_p0

Петр Чернышов долгое время проработал в компании Carlsberg Ukraine. С 2014 по 2018 гг. возглавлял "Киевстар". В мае 2019 года он вошел в состав наблюдательного совета VoxUkraine. В июле 2019 года стал членом наблюдательного совета компании "Фармак". Сейчас Чернышов развивает свой проект Kontora Pi для учителей математики и одаренных детей. До карьеры в Украине работал в Великобритании, Италии, Швеции и России. 

В каждой из компаний начинал как СЕО, а после был назначен - в Carlsberg региональным директором, вице-президентом по Восточной Европе (с ответственностью за 6 стран); в "Киевстаре" был руководителем бизнеса Veon Eurasia, где отвечал за 7 стран.

Говорит, о том, что его фамилия попала в шорт-лист, узнал из новостей в прессе. В разговоре он лишь смог подтвердить, что подавал свое заявление на эту позицию, сказав, что официально о результатах его не уведомляли. У Петра Чернышова есть опыт вывода компаний из тяжелых, кризисных ситуаций, поэтому, по его мнению, он сможет справиться и с железной дорогой. Что касается основных конкурентов, то Чернышов рад, что в списке оказались очень сильные претенденты.

Якуб Карновски

20190326120514KarnowskifotPKPSA.jpg_732-419

В списке ключевых претендентов на должность главы "Укрзализныци" оказался поляк Якуб Карновски. Сейчас он является членом набсовета "Укрпошты". Однако ранее возглавлял Польскую государственную железную дорогу и работал над приватизацией компании. В октябре 2013 года РКР дебютировала на Варшавской фондовой бирже. До прихода в PKP Якуб работал в финансовой сфере: во Всемирном банке в Вашингтоне на должности заместителя исполнительного директора, а также возглавлял инвестиционное подразделение крупнейшего банка Польши PKO Bank Polski.

Именно Якуб уволил из PKP-Cargo Войцеха Балчуна, и, похоже, это тот человек, который навел порядок в компании. Работая в должности директора, отвечал за 8 стран, руководил коллективом из 80 тыс. сотрудников, смог привлечь многомилллиардные инвестиции в польскую ж/д, реализовав крупнейшие инвестпроекты в Восточной Европе.

"Несколько месяцев назад ко мне обратился "Бойден", чтобы оценить мой интерес к конкурсу на должность СЕО "Укрзализныци". Я решил представить свою кандидатуру. Насколько я знаю, я все еще в процессе ожидания интервью с УЗ", - отметил в комментарии ЦТС Карновски.

"Я возглавлял команду профессиональных менеджеров, которые провели значительные и всесторонние реформы на Польских государственных железных дорогах (PKP) в 2012-2015 годах.  В настоящее время работаю консультантом Всемирного банка в проектах, связанных с реструктуризацией железных дорог в Казахстане и Танзании", - говорит он о своих преимуществах.

Олег Прохоренко 

prohor2_650x410

Олег Прохоренко - бывший глава правления "Укргаздобычи". Работал в американской инвестиционной компании Bridgewater Associates, McKinsey, а также консультировал дубайскую Jumeirah Group. Осенью 2019 года Кабинет министров назначил Прохоренко членом набсовета "Укроборонпрома". В июне этого года он стал членом конкурсной комиссии по отбору членов Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

По нашей информации, многие коллеги (и из Украины и из ОАЭ), которые работали с ним в McKinsey (проработал там 8 лет), отзываются о нем очень хорошо и высоко ценят его профессионализм. 

В "Укргаздобыче" со штатом в 20 тыс. сотрудников был главой правления четыре года. Годовой оборот компании может быть схож с УЗ, схожесть прослеживается и в харакетере проблем обеих компаний. Так, только налогов в 2019 году УГД заплатила 62 млрд грн.  

От комментариев Олег Прохоренко отказался. Вместе с тем он подтвердил, что действительно подавал свою кандидатуру на конкурс. Однако, о том, что он в шорт-листе, узнал из СМИ.

Сергей Корецкий

0337241_cover

В комментарии ЦТС Сергей Корецкий подтвердил, что подавал свои документы на должность руководителя УЗ. Он отмечает, что это амбициозная задача, так как есть высокая самомотивация сделать успешный проект национального масштаба. Кроме того, уверенности в себе ему добавляет многолетний управленческий опыт, как с группой разнопрофильных компаний, так и одной из крупнейших компаний в Украине. 

Сергей Корецкий с 1999 года работал в группе компаний "Континиум" с оборотом 2 млрд долл. и многотысячным персоналом. То есть бизнес вполне сопоставим по масштабам с УЗ. Начинал с должности младшего аналитика, а уже в 2007 году стал генеральным директором. С 2013 года Корецкий развивал бизнес сети АЗК WOG на должности СЕО. За это время компания из нефтетрейдера превратилась в ритейлера. Также компания WOG запустила WOG CAFE в поездах Интерсити+ и в аэропорту "Киев" (Жуляны). В октябре 2018 года ушел из компании, чтобы развивать собственные проекты. Говоря о конкурентах, Сергей считает, что из них получилась бы команда мечты.  "Из обнародованных в СМИ списков финалистов считаю всех кандидатов по-своему сильными и достойными. Прекрасная получилась бы dream-team для крупнейшей компании в Украине, независимо от того, кто станет победителем конкурса", - заявил он.

Владимир Владимиров 

b0c93029ae5b69b0076886e8c8a8cf08

В списке потенциальных кандидатов на должность главы УЗ есть еще один иностранец. Ранее Владимир Владимиров в течение 8 лет возглавлял Болгарскую железную дорогу. За пять лет сделал компанию прибыльной. По его словам, он обладает многолетним опытом реструктуризации железных дорог, что поможет ему реформировать украинскую ж/д компанию. "Я руководил подготовкой и, самое главное, реализацией долгосрочных планов реструктуризации. Моя докторская степень в области управления в Великобритании посвящена проблемам и силам, препятствующим реорганизации железных дорог. Я знаю все невидимые и видимые механизмы, которые поддерживают или блокируют реформы", - прокомментировал он. Однако, Владимир считает, что реформа компании в масштабах украинских железных дорог возможна только при условии коллективных усилий сильной управленческой команды и скоординированных действий всех заинтересованных сторон.

Владимиров подтверждает, что оказался в шорт-листе. По его словам, все участники очень сильные и достойные кандидаты.  Вопрос в том, у кого больше знаний и навыков в управлении изменениями.

Владимир Жмак

fd0a6be1759064694ea79c9ef6b9bd5e.i1200x800x670

Владимир Жмак работал в наблюдательном совете "Киевстара". С 2011 года он был исполнительным директором "ТНК-ВР" в Украине с оборотом в 2 млрд долл., и после ее поглощения "Роснефтью" возглавлял "Роснефть-Украина". Также был первым заместителем главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили. В мае 2019 года вошел в состав наблюдательного совета аэропорта "Борисполь".

Получить комментарий Владимира Жмака на момент выхода статьи не удалось.

Ростислав Шурма

24429230

Ростислав Шурма с 2006 года работал в группе компаний "Метинвест". Был финансовым директором Макеевского металлургического завода, заместителем директора металлургического дивизиона "Метинвест", членом наблюдательного совета ММК им. Ильича, председателем наблюдательного совета завода "Промет" (Болгария).  В 2012 году возглавил ПАО "Запорожсталь". При Шурме одно из крупнейших металлургических предприятий страны стало и одним из лучших в отрасли. Этого удалось добиться за счет реализации одной из крупнейших инвестпрограмм в объеме 10 млрд грн и модернизации производства. Отметим и численность коллектива завода - 20 тыс. человек. Ушел из компании в 2019 году. Сейчас развивает собственные проекты. До "Метинвеста" работал финансовым менеджером в компании Procter and Gamble Eastern Europe, консультировал BCG.

"Я, когда увидел шорт-лист в СМИ, был приятно удивлен уровнем тех людей, которых там увидел. Многих кандидатов из списка я знаю лично. Это достойные руководители с успешным опытом трансформации больших компаний и многие из них, более чем достойны возглавить УЗ. Что касается конкурентов, то я не считаю никого из списка своим конкурентом. Думаю, что основной конкурент для меня или любого другого человека, который возглавит УЗ, - это та система, которая привела ко всем проблемам, которые есть сегодня в УЗ", - прокомментировал он ЦТС.

"Я действительно получил предложение от "Бойден" поучаствовать в этом конкурсе и подал свои документы. Основная мотивация для меня в том, что УЗ - это та компания, с которой сталкивается почти каждый житель этой страны и качество этих услуг далеко не на высшем уровне. Второе - практически, весь бизнес пользуется услугами УЗ и я, как один из крупнейших промышленных клиентов УЗ до недавнего времени, тоже четко понимаю все те проблемы, с которыми сталкивается бизнес", - добавил он.

Роман Веприцкий

1068 (1)

Кандидатуры Романа Веприцкого в опубликованном СМИ списке не было. Кроме того, 11 июня набсовет АО УЗ принял решение о "немедленном" отстранении Веприцкого с должности и.о. члена правления компании и рекомендовал КМУ его уволить.

Но поскольку данный менеджер проводил активную подготовительную кампанию относительно своей кандидатуры, то при подготовке публикации мы решили взять комментарий и у него. Отметим, что многие были удивлены такой кампанией по сбору подписей и агитацией - все это было неоднозначно воспринято в среде железнодорожников.

В комментарии ЦТС Веприцкий отметил, что подал свои документы на должность и рассматривает УЗ, как возможность комплексного наведения порядка в стране. "Но сам конкурс, мягко говоря… со мной два раза проводили собеседование где-то по часу времени по каждому вопросу, и, если это и все, то конкурс не соответствует критериям этой должности. Это серьезная должность и формат полуторачасового общения с одним специалистом, я считаю, что этого недостаточно для принятия этого решения", - говорит он.

Более того, по мнению Веприцкого для таких должностей конкурс - не самый подходящий вариант. "Это должен быть специалист, назначенный Кабмином. С ответственностью, конкретным планом работы. Должно рассматриваться предложение человека по выводу компании из кризиса", - отметил он. А также добавил, что у него нет прямой задачи добиться должности главы правления, есть задача изменить ситуацию в отрасли.

Конечно, тут уже однозначное решение должно быть за самим Кабмином, но хорошо, что теперь у правительства могут быть различные опции выбора. 

В целом, резюмируя, стоит отметить позитивный факт того, что в вопросе отбора руководителя крупнейшей украинской компании начинает хоть что-то проясняться. Хочется верить, что пришло понимание того, что назначать на такую должность нужно достойного опытного управленца, а не проводить эксперименты. И хорошо, что в финале оказались руководители, за плечамии которых подтвержденный опыт управления большими коллективами и огромными бизнесами.