Увеличение объема и номенклатуры грузов, перевозимых в контейнерах – такая амбициозная цель прописана в действующей Национальной транспортной стратегии Украины. О средствах для достижения данной задачи документ умалчивает. Хотя потенциальная база для увеличения объемов контейнерных перевозок и в морских портах, и на железной дороге есть. С портами ситуация более-менее ясна. Уже несколько месяцев в Украине ведутся разговоры о приходе международных инвесторов – Hutchison ports и DP World, которые должны дать толчок развитию морских контейнерных терминалов. Относительно того, как обстоит дело с контейнерными перевозками на железной дороге, ясности меньше.
Ясно одно – у железной дороги есть хорошие перспективы, но "Укрзализныця" должна побороться за грузы. По оценкам экспертов, рынок контейнерных перевозок внутри Украины составляет порядка 8 млн тонн в год, из них 6 млн тонн приходится на автотранспорт, и только 2 млн тонн – на железную дорогу. Кроме того, около 10 млн тонн в год контейнерных грузов перевозится грузовиками между ЕС и Украиной. "Автотранспорт выигрывает в силу своей мобильности, прозрачности тарификации и удобства для небольших партий грузов. Но у железной дороги есть главное преимущество – возможность более дешевой доставки при организации эффективной логистики", – отмечает Андрей Шкляр, руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг.
Как видим, потенциальная база контейнерных грузов составляет 16 млн тонн. Но это не предел. Усилить данный объем может транзитный маршрут "порты Черного моря – западная граница". К сожалению, сейчас контейнерооборот украинских портов не столь велик, как хотелось бы: в 2016 году он составил всего 7,8 млн тонн. При этом транзит контейнеров равен 0,5 млн тонн. Но ситуацию можно исправить как раз с помощью запуска новых коридоров. Совсем недавно китайская компания China COSCO Shipping Group показала, как можно это сделать, открыв комбинированный маршрут для доставки грузов из Поднебесной в Европу. Из порта Нинбо контейнеры были доставлены в греческий порт Пирей, где китайский перевозчик владеет терминалом, а затем по железной дороге были привезены в Будапешт. Компании, работающие в Украине, также заинтересованы в запуске подобной схемы, но отмечают, что она требует дополнительных усилий.
"С точки зрения транзитных грузопотоков, перспектива (у маршрута. - ЦТС) есть, но боюсь, что она не краткосрочна, а скорее – долгосрочна. Поскольку для организации транзитных грузопотоков необходимы дополнительные мероприятия и объективные условия. Я имею в виду налаживание нормальных отношений с теми странами, которые могут принять, как востребованный, украинский транзит. Если эта составляющая будет присутствовать, то в будущем этот сегмент будет однозначно развиваться", – рассказал ЦТС Себастьян Винд, президент дочернего предприятия "Контейнерный терминал Одесса", крупнейшего контейнерного оператора в Украине и участника портовой группы HHLА.
Пора и Украине задуматься над долгосрочной перспективой. Тем более, что к нашей западной границе примыкают 3 грузовых ж/д коридора. И будет глупо, если мы ими не воспользуемся. Конечно, разница ж/д колеи в Украине и странах ЕС создает определенные сложности, но по обе стороны от нашей западной границы находится несколько контейнерных терминалов, которые позволяют перегружать товары с одной колеи на другую. Нужно отметить, что грузы, идущие в Европу, переваливаются по ту сторону границы, то есть на европейских терминалах, а грузы из Европы – на украинских мощностях. Что же это за терминалы, и каковы их мощности?
Читайте также Альтернатива России: на какие новые транзитные грузы может рассчитывать Украина
К западу от границы Украины
Euroterminal Sławków (Славкув, Польша)
В 1979 году на территории Польши построили 400-километровое углубление широкой колеи. По дороге Ковель – Изов – Славкув перевозилась, и до сих перевозится, руда из Украины в Польшу. На конечной станции Славкув был сооружен комплекс по перевалке железной руды. В начале 2000-х годов компания Centrala Zaopatrzenia Hutnictwa (CZH), отвечающая за снабжение металлургических комбинатов, начала процесс преобразования этого комплекса в полноценный интермодальный терминал. В частности, были модернизированы ж/д пути и установлены краны для перегрузки контейнеров. В 2010 году возникла новая компания – "Euroterminal Sławków" Sp. z o.o., акционерами которой стали CZH, PKP LHS (оператор ширококолейно магистрали LHS) и PKP Cargo. Сейчас мощности терминала позволяют обрабатывать до 284,8 тыс. TEU контейнерных грузов в год, а на складах может храниться до 3500 TEU. Кроме контейнеров, терминал Славкув может переваливать продукцию металлургии и сыпучие грузы (уголь, руда, зерно).
Centrum Logistyczne Medyka-Żurawica (Медыка – Журавица, Польша)
Помимо терминала Славкув, контейнеры, идущие из Украины в Европу, могут перегружаться в непосредственной близости к границе. Речь идет о терминалах Медыка и Журавица, которые образуют Логистический центр Медыка – Журавица. Оба терминала приспособлены для перевалки контейнеров с вагонов разной колеи. Терминал Журавица рассчитан на обработку 23,8 тыс. TEU в год, Медыка – 20 тыс. TEU в год. При этом основную долю грузопотока на терминалах формирует железная руда. Например, в 2009 году грузооборот составил 2 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн – руда. После кризиса 2008 года поток руды упал с 4 млн тонн (2007) до 0,8 млн тонн.
Haniska terminal (Ганиска, Словакия)
В окрестностях Кошице находится интермодальный терминал – Haniska terminal. Этот комплекс принадлежит чешской компании Interport. Терминал расположен в пределах 90 км от украинской границы и в непосредственной близости к комбинату U.S. Steel Kosice, между селами Ганиска и Велька Ида. Общая площадь комплекса – 270 тыс. кв. метров. В год терминал может обрабатывать до 100 тыс. TEU контейнерных грузов. Комплекс также имеет возможности для перегруза контейнеров с вагонов разной колеи и на автотранспорт.
Terminal KOSICE (Кошице, Словакия)
Вблизи станции Ганиска расположен еще один терминал, принадлежащий компании Metrans. Именно на станции Ганиска заканчивается ширококолейная ж/д магистраль Ужгород – Кошице. Сам терминал не имеет доступа к широкой колее, но он может быть интересен как перевалочная база для доставки контейнеров с грузовиков на евровагоны с целью дальнейшей транспортировки в порты Европы. Компания Metrans, которая входит в состав немецкой портовой группы HHLA, обладает налаженной сетью контейнерных поездов из Словакии и Чехии, в том числе из Кошице, в порты Германии, Нидерландов, Бельгии и Словении. Терминал площадью 25 тыс. кв. метров был открыт в сентябре 2007 года. Его мощности позволяют обрабатывать до 3 тыс. TEU за сутки. При этом у терминала есть площадь, позволяющая хранить до 2 тыс. TEU пустых контейнеров.
Терминал TKD Dobra (Добра, Словакия)
В 2002 году словацкий ж/д оператор ZSSK открыл в селе Добра, в 10 км от украинской границы, новый интермодальный терминал. Мощности комплекса позволяют переваливать до 700 TEU за сутки и хранить до 1630 TEU. Кроме контейнеров, терминал может обрабатывать автомобильные полуприцепы, легковые авто и товары на поддонах. Грузы могут переваливаться с ж/д вагонов на грузовики, а также с евровагонов на ширококолейный транспорт и обратно. Именно этот факт заинтересовал российскую компанию "Трансконтейнер" ("дочка" РЖД), которая с сентября 2009 года управляет терминалом на условиях аренды. Договор аренды у российской компании истекает в 2024 году.
Терминал ZÁHONY-PORT (Захонь – Эперешке, Венгрия)
Вблизи украино-венгерской границы расположен Захоньский перегрузочный комплекс, существующий еще с конца 1940-х годов. Он расположен на территории нескольких ж/д станций вблизи границы с Украиной: Захонь (химические), Эперешке (сыпучие грузы и контейнеры) и Коморо (нефтяные грузы). Что касается перевалки контейнеров, то мощности в Эперешке позволяют обрабатывать до 500 TEU в сутки. Также терминал обладает мощностями для хранения контейнеризированных грузов в объеме 1300 TEU. Оператором комплекса является компания ZÁHONY-PORT Zrt.
В Украине
Терминал Мостиска-2 (Мостиска, Украина)
Со стороны Украины также есть контейнерные терминалы для перегруза грузов с вагонов разной колеи. На станции Мостиска-2 в сентябре 2007 года Львовская железная дорога открыла интермодальный терминал мощностью 160 TEU в сутки. Комплекс оснащен козловым бесконсольным краном КС-50 с комплектом устройств для работы с 20- и 40-футовыми контейнерами, а также электрокозловым краном грузоподъемностью 50 тонн. Также на станции Мостиска-2 переваливаются другие грузы – нефтепродукты, уголь, руда, металл, древесина, зерно и т.д.
Контейнерные терминалы Чопа (Украина)
В октябре 2007 года "ЦТС "Лиски", специализирующийся на перевозках контейнеров, открыл новый терминал в Чопе. Мощность нового комплекса составляет – до 30 тыс. контейнеров в год. На станции Чоп установили 40-тонный контейнерный кран для перевалки 20-, 30- и 40-футовых контейнеров.
Помимо терминала "Укрзализныци", в Чопе расположены два других комплекса. Оба они принадлежат частным компаниям: один – компании "Закарпатинтерпорт", учредителем и собственником которой является логистическое венгерское предприятие INTERMODALTRANS Kft, второй – компании "ПАКОБО", владельцами которой является семья Палко, проживающая в Чопе. Точная мощность терминалов не оглашается. Известно, что в пиковый 2007 год терминал "Закарпатинтерпорт" переваливал 322 тыс. тонн грузов, а "ПАКОБО" – 159,7 тыс. тонн при общем грузопотоке в 1,2 млн тонн. К сожалению, контейнеры занимали последние строчки в структуре грузооборота.
Терминал "Карпаты" (Батево, Украина)
Самым крупным перегрузочным комплексом на Чопской ж/д горловине является терминал "Карпаты". Он обрабатывает больше половины грузов, идущих из Европы в Украину. Офис предприятия также расположен в Чопе, но производственные мощности в Батево. Терминал оборудован пятью козловыми кранами грузоподъемностью до 50 тонн, каждый из которых позволяет обрабатывать до 40 контейнеров в сутки. Как и другие терминалы Чопской горловины, "Карпаты" является многоцелевым. Комплекс переваливает также сыпучие грузы и даже сжижженный газ.
Читайте также На путях в ЕС: как работает один из крупнейших перегрузочных ж/д комплексов Украины
На польско-белорусской границе
Centrum Logistyczne Małaszewicze (Малашевичи, Польша)
Одним из важных контейнерных терминалов на пути из Китая в Европу является Логистический центр в Малашевичах. Именно здесь происходила перегрузка контейнеров поезда Иу – Лондон. Терминал принадлежит польской ж/д компании PKP Cargo. Комплекс был открыт в 1975 году, но в 2010 году он подвергся модернизации. Терминал может перегружать контейнеры и на вагоны, и на автотранспорт. Мощности позволяют обрабатывать до 340 контейнеров в сутки. За год на терминале может быть перегружено до 223,8 тыс. TEU грузов. При этом складские площади позволяют хранить до 1872 TEU. Расстояние от Ковеля составляет 140 км.
Терминал на станции Брест-Северный (Брест, Беларусь)
С белорусской стороны визави терминала в Малашевичах выступает перегрузочный комплекс "Белинтертранс" на станции Брест-Северный (входит в структуру Белорусской железной дороги). Это крупнейший многопрофильный перевалочный комплекс Беларуси на польской границе. Мощность контейнерного терминала позволяет обрабатывать до 300 контейнеров в сутки. Более детальные данные о пропускной способности комплекса нам не удалось найти. Терминал находится в 130 км от Ковеля.
Терминалы БГЦТЛ (Гродно – Брузги, Беларусь)
Севернее Бреста расположен еще один перегрузочный комплекс. Это Барановичский грузовой центр транспортной логистики (БГЦТЛ), который объединяет более десятка ж/д станций с погрузочными мощностями разного типа. Контейнеры могут переваливаться на двух станциях вблизи Гродно – Аульс (в черте города) и Брузги (в 20 км от города). Обе станции имеют выход к широкой и европейской колее (колея 1435 мм доходит до станции Гродно), поэтому контейнеры могут грузиться на ж/д транспорт с разной шириной колеи. Станция Аульс оборудована козловым краном, способным перегружать контейнеры массой до 20 тонн, станция Брузги – до 50 тонн. Станция Брузги может переваливать 20- и 40-футовые контейнеры, Аульс – только 20-футовые. Информация о пропускной способности данных комплексов нам не удалось найти. Оба терминала находятся в 340 км от Ковеля.
Читайте также Экспансия на Альбион: Что известно о контейнерном поезде из Китая в Лондон