В начале июня Министерство нфраструктуры выступило с инициативой создания единого балансодержателя всех аэродромов Украины (аналога АМПУ для аэропортов). Если верить и.о. начальника отдела авиационных перевозок ведомства Андрею Ярмаку, робота над этим проектом уже идет полным ходом. Впрочем, представители отрасли заинтересованы в том, что бы она была проведена взвешенно и продуманно. Именно этот вопрос стал одним из основных на заседании Ассоциации аэропортов Украины, которое состоялось 18 июня в аэропорту "Жуляны".

Cейчас в Украине насчитывается свыше 20 аэропортов. Большинство из них являются либо государственными, либо коммунальными предприятиями. Портал ЦТС спросил у директоров трех региональных аэропортов (Полтава, Винница и Херсон) их мнения по поводу данной инициативы, а также о ситуации в отрасли в целом. Всем были заданы одинаковые вопросы.

Читайте также: Администрация аэропортов: реформы управления воздушными гаванями, реализованные в Европе 

Как вам инициатива Министерства инфраструктуры по созданию единого оператора аэропортов?

vinnycja1

Директор КП "Аэропорт Винница" Ярослав Мазурец

Отношусь к этой идее с определенной настороженностью, поскольку здесь имеются свои трудности. Сегодня большинство аэропортов находятся в коммунальной собственности. Их финансируют местные власти. В то же время, государство уделяло им мало внимания, кроме тех аэропортов, которые реконструировали под Евро-2012. А сейчас их хотят объединить. Мне сложно говорить об этой инициативе, поскольку я пока не представляю, как будет работать новосозданная структура.

xerson1

Директор КП "Херсонские авиалинии" Григорий Усик

Я позитивно оцениваю эту инициативу. В дальнейшем развитие аэропортов в одиночном порядке маловероятно. Нужно целенаправленное развитие. А это может обеспечить только государство. Но при создании единого оператора аэропортов нужно подойти очень взвешенно. На данный момент коммунальных аэропортов больше, чем государственных. Коммунальная собственность принадлежит общине, поэтому сотрудничество с государственным предприятием затрудняется. Этот вопрос нужно решить в правовом поле. Более того, я считаю, необходимо создать единый банк для развития аэропортов. Этот банк будет иметь государственное значение. Он должен помогать аэропортам в развитии их инфраструктуры, обновлении техники и т.д.

poltava1

и.о. генерального директора ПОКП "Аэропорт-Полтава" Юрий Колесник

Это было бы целесообразно, поскольку сейчас аэропорты разобщены, каждый сам по себе. Тем более, что аэропорты отличаются по уровню развития. К примеру, наш аэропорт только начинает развиваться. Таким аэропортам нужна поддержка. Поэтому я поддерживаю эту инициативу.

Какой способ привлечения частных инвестиций вы считаете лучшим – концессия или приватизация?

Ярослав Мазурец

Однозначно, государственных или муниципальных денег не достаточно. Инвестор, конечно же, нужен. Но для того, чтобы инвестор пришел в аэропорт, он должен стать успешным. Также необходима понятная государственная политика, направленная на поддержку авиаперевозчиков, понятная государственная политика в плане ценообразования, стабильность национальной валюты и экономики. Тогда мы будем уверенны, что пассажиры начнут летать. Я считаю, что и приватизация, и концессия, и совместное управление имеет право на существование. Но, повторюсь, для начала аэропорт должен стать успешным.

Григорий Усик

Государство должно контролировать взлет, посадку и т.д. Также государство должно обеспечить гарантии инвестору, чтобы он мог заключить долгосрочный договор. Если инвестор хочет вложить деньги, то он должен знать, во что он вкладывает. Таким образом, концессия является лучшим способом взаимодействия государства и частного инвестора.

Юрий Колесник

По моему мнению, лучше всего, если государство будет вкладывать средства в развитие аэропортов. Но для этого необходимо решить вопрос с собственностью, поскольку сейчас большинство аэропортов находятся в коммунальной собственности. Что касается концессии, то мы уже сталкивались с таким вариантом, он закончился ничем. По поводу приватизации, здесь сложно сказать, насколько инвестор будет развивать отрасль. Может так случится, что инвестору будет нужен не сам аэропорт, а земля, на которой он расположен. Естественно, что он не будет заинтересован в развитии аэропорта.

Сотрудничество с какими авиакомпаниями вы считаете более выгодным для аэропортов – лоукостами или обычными?

Ярослав Мазурец

Это не принципиально. У нашего аэропорта нет опыта работа с лоукостами, но мы работаем с обычными авиакомпаниями. Чем больше в аэропорту работает авиакомпаний, тем лучше для него.

Григорий Усик

Для нас это не принципиально. На данный момент мы подписали соглашение с авиакомпанией Turkish Airlines. Это очень эффективный перевозчик, планируем и в дальнейшем развивать с ним сотрудничество. Также приглашаем к нам Atlasjet. Также рассматриваем возможность сотрудничества с авиакомпаниями из Грузии, Беларуси, Узбекистана.

Юрий Колесник

Для аэропорта это не имеет значения. Лоукосты более выгодны пассажирам, поскольку у них дешевле стоимость билетов. В нашем аэропорту сейчас нету регулярных рейсов, только чартерные – "УРГА", "Дніпроавіа", "Мотор Січ".

Чего, по вашему мнению, не хватает украинским аэропортам для развития?

Ярослав Мазурец

Первое – нормального сотрудничества с турфирмами. Явно не хватает четкой программы развития туризма, которая бы стимулировала взаимодействие между туристическими операторами и авиационной сферой. Второе – это экономическая стабильность в государстве.

Григорий Усик

Авиационную отрасль нужно полностью реформировать, чтобы улучшилась коммуникация между субъектами хозяйствования и управляющими органами. Не должен один документ лежать по три месяца. Это тормозит нашу работу. Поскольку мы работаем на пассажиров, им от этого только хуже. Нужно, чтобы все вопросы решались быстро.

Юрий Колесник

Я думаю, что денег. Желание развивать аэропорты есть, но денег нет.

Читайте также: Глава Lietuvos oro uostai о 12 достижениях аэропортов Литвы