Обработать 46% грузопотока, идущего через польские морские порты, 59% контейнерных грузов и 85% нефтяных грузов (нефть и нефтепродукты). Так работает крупнейший порт Польши – Гданьск. На Балтийском море он занимает уверенную седьмую позицию в Топ-10 портов. Однако по некоторым видам грузов показатели гораздо лучше: четвертое место по перевалке угля и второе по контейнерообороту.

Администрация порта планирует улучшить эти позиции. "Мы ожидаем, что, возможно, в этом году нам удастся подняться на одну позицию в списке крупнейших портов Балтийского моря с нынешнего седьмого места", – говорит президент и исполнительный директор Администрации порта Гданьск Лукаш Грейнке. На этой должности он работает всего три месяца, однако ему есть, чем гордиться.

Уже после нашей беседы, которая состоялась на минувшей неделе, порт Гданьск был включен в маршрутную сеть Bahri, национальной судоходной компании Саудовской Аравии. А член правления "Укрзализныци" Марек Залесны заявил о возможном запуске контейнерного поезда между украинскими и польскими портами. Лукаш Грейнке очень позитивно оценивает сотрудничество с Украиной. Помимо этого, порт Гданьск планирует привлечь новые инвестиции из Китая. А сейчас на повестке дня – реализация ряда инфраструктурных проектов. Что за инвестиции, как и для чего они будут реализованы, Лукаш Грейнке рассказывает в интервью порталу ЦТС.

Прошло три месяца с тех пор, как Вы возглавили порт Гданьск. Каких результатов достигли за это время?

Три месяца работы – это слишком мало, чтобы говорить о впечатляющих результатах. Но это не означает, что в порту ничего не происходит. В июле этого года стало известно о решении Координационного комитета Европейского фонда CEF Transport, который одобрил финансирование целого списка транспортных проектов, среди которых три проекта, представленных портом Гданьск. Это означает, что к 2020 году ЕС направит в порт Гданьск до 119 млн евро для реализации очень важных инвестиций.

ЕС направит в порт Гданьск до 119 млн евро для реализации очень важных инвестиций.

Что это за проекты?

Первый проект – это модернизация фарватера с расширением причалов и улучшение условий судоходства во Внутреннем порту (часть порта в устье Мертвой Вислы. – ЦТС). Второй - расширение и модернизация автомобильных и железных дорог во Внешнем порту (часть порта в Гданьском заливе. – ЦТС). Оба проекта в рамках программы CEF Transport получили финансирование в размере 85% необходимых средств. Третий из утвержденных проектов – это исследовательское мероприятие, которое включает в себя подготовку проектной и экологической документации для составления требований к автомобильному и железнодорожному транспорту. Этот проект будет реализован совместно с муниципалитетом Гданьска.

А что произошло, помимо этих проектов?

За последние три месяца нам удалось достичь новых успехов в сотрудничестве с партнерами из Азии. Так, в июне этого года мы подписали письмо о намерениях с китайским портом Циндао. В соответствии с его положениями, обе стороны обязались увеличить интенсивность и взаимное продвижение транспортных услуг между портами, а также сотрудничать в области разработки и эксплуатации портовой инфраструктуры. Не стоит забывать, что китайские порты, в отличие от польских, имеют юридическую возможность непосредственно участвовать в инвестиционных проектах иностранных портов. Сейчас я могу сказать только о том, что порт Циндао является одним из тех портов, который заявил о подобном намерении в отношении порта Гданьск. Как сложится наше сотрудничество в дальнейшем - покажет время. Тем не менее, хочу заверить Вас, что интерес к порту Гданьск со стороны китайских предпринимателей огромен.

Планируется модернизация фарватера с расширением причалов во Внутреннем порту.

Каковы результаты работы порта в первой половине года?

Первое полугодие можно считать успешным. Грузооборот составил около 18 млн тонн. Нам удалось увеличить объемы на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это несмотря на низкие ставки фрахта и экономические санкции ЕС в отношении России, которая все еще остается довольно важным торговым партнером Польши.

А как рост выглядит по видам грузов?

Если взглянуть на номенклатуру грузов, то особого внимания заслуживает перевалка угля и генеральных грузов. За шесть месяцев этого года на причалах Гданьского порта было перевалено более 2,5 млн тонн угля. Это означает, что рост достиг 32%. Это второй наилучший результат после показателя 2013 года в течение последнего десятилетия.

Увеличение объемов перевалки генеральных грузов составило 31%. В общей сложности, грузов этой категории было обработано 7,2 млн тонн. Это самый лучший результат в истории порта. Такой рекордный показатель стал возможен благодаря большим объемам обработки контейнерных грузов, которые выросли на 32% в тоннажном выражении и на 27% в 20-футовом эквиваленте (TEU). В то же время, перевалка грузов, включенных в группу "другие генеральные грузы" увеличилась на 17%, а ро-ро грузов – на 12,5%.

Читайте также Мы видим возможность привлечь грузы через Украину – интервью с гендиректором порта Клайпеда

Какие порты на Балтийском море конкурируют с портом Гданьск?

Говоря о конкуренции, можно выделить три ее вида. К первой группе относятся наши конкуренты, с которыми у нас схожий охват внутренних территорий. В этот список входят как другие порты Польши, так и порты Германии, Нидерландов, и стран Балтии, прежде всего, Рига и Клайпеда. Вторую группу образуют порты, с которыми мы конкурируем за перевалку одного и того же груза. Здесь можно назвать такие порты, как Санкт-Петербург или Гетеборг. И, наконец, третья группа – это строящиеся порты, например, порт Бронка. Также к этой категории относятся альтернативные транспортные решения, скажем, проект Шелкового пути, который, в основном, сосредоточен на наземных логистических маршрутах в обход польских портов. Словом, список конкурентов у нас длинный. Но у нас есть и свои достижения.

Список конкурентов у нас длинный. Но у нас есть и свои достижения.

Что за достижения?

На протяжении многих лет из-за того, что развитию железнодорожной и автодорожной инфраструктуры не уделялось должное внимание, мы потеряли часть грузов. Поэтому еще несколько лет назад немецкие и голландские порты считались более привлекательными для перевалки польских контейнерных грузов. По мере того, как в Гданьске развивается глубоководный контейнерный терминал DCT, который обслуживает прямые морские линии с Азией, доля польских грузов, переваливаемых в голландских и немецких портах, уменьшается. По нашему мнению, польские грузы должны переваливаться в польских портах. И не потому, что я хочу удовлетворить свое "эго", а потому что это самое простое и короткое, а значит дешевое, логистическое решение.

Польские грузы должны переваливаться в польских портах. Это самое простое, короткое и дешевое логистическое решение.

Все логистические цепочки необходимо оптимизировать по времени и стоимости доставки различными видами транспорта. Судно является самым дешевым способом. Зачем же большую часть пути везти груз на поезде или грузовике из Польши в Германию или Нидерланды? Проще и дешевле использовать наземный транспорт на более коротких отрезках цепи, а на морской транспорт – на длинных расстояниях. Оптимизация затрат в современном мире является самым важным элементом, и мы пытаемся убедить в этом рынок. С каждым годом мы наблюдаем возвращение как транзитных, так и польских грузов, но нам есть над чем работать. Самая трудная работа заключается в том, чтобы убедить компании изменить свои привычки и перенаправить грузы к нам.

За шесть месяцев этого года на причалах Гданьского порта было перевалено более 2,5 млн тонн угля.

Сотрудничаете ли вы с компаниями из Украины? Какие грузы они перевозят через порт Гданьск?

Администрация порта, в соответствии с действующим законодательством Польши, не вовлечена непосредственно в сам процесс перевалки грузов. Мы являемся единственным администратором территории порта, деятельность которого заключается в том, чтобы способствовать появлению на этой территории новых инвесторов и новых терминалов. Относительно грузов украинских компаний в нашем порту, то этот вопрос стоит адресовать операторам терминалов, работающих в порту. Часть этой информации является коммерческой тайной, поэтому она остается вне нашей досягаемости.

Новый глава "Укрзализныци" Войцех Балчун проводил переговоры с PKP LHS о налаживании грузоперевозок из украинских портов к границе с Польшей и дальше в ЕС. В Украине мы называем этот коридор "порты Черного моря – западная граница". Насколько интересен вам этот проект?

С нашей точки зрения, Украина является очень важным рынком. В "Стратегии развития порта Гданьск до 2027 года", разработанной еще в 2014 году, содержится концепция активизации польско-украинского товарооборота через наш порт. Каждый проект, который может привлечь дополнительные грузы в порт Гданьск, естественно, в наших интересах. Если этот коридор, в конечном итоге, хоть и отдаленно соответствует этой идеи, значит он будет нам интересен.

Каждый проект, который может привлечь дополнительные грузы в порт Гданьск, - в наших интересах.

Недавно в контейнерном терминале были установлены три новых крана. Расскажите детальнее об этом проекте?

Это инвестиция частной компании – контейнерного терминала DCT, принадлежащего австралийскому капиталу. Инвестор только после 7 лет работы в порту Гданьск решил расширить терминал и удвоить его пропускную способность с нынешних 1,5 млн до 3 млн TEU в год. В рамках этого проекта было принято решение построить второй причал, приспособленный для обработки самых больших контейнерных судов, которые могут войти в Балтийское море, и обеспечить его самой современной инфраструктурой на берегу. Первая поставка кранов в порту состоялось 2 мая этого года. В конечном счете, терминал будет оснащен 5 современными кранами, приспособленными для обработки крупнейших в мире контейнерных судов. Каждый из них может перегружать до 25 рядов контейнеров. Это даст возможность использовать даже те суда, которые только проектируются. Для сравнения, суда типа Triple-E были разработаны для перевозки контейнеров в 23 ряда. На данный момент DCT считается самым большим терминалом на Балтийском море по обработке контейнеров, а с сентября станет и крупнейшим терминалом по проектной мощности.

В прошлом году было обработано рекордное количество жидкого топлива – почти 15 млн тонн.

В июне 2015 года в порту Гданьск заработал новый нефтеналивной причал. Как этот объект работает сейчас?

В самом деле, с середины прошлого года причал T1 полностью используется судами, заходящими на Базу жидкого топлива (нефтеналивной терминал. – ЦТС). Этот проект реализовала компания Naftoport. Причал T1 предназначен для обработки нефтепродуктов (топлива), перевозимых судами дедвейтом до 50 тыс. тонн с осадкой до 9,5 м. Запуск этого объекта разгрузил глубоководные причалы P, R и T, способные принимать суда с осадкой до 15 м, и тем самым увеличил их возможности для обслуживания крупных танкеров. Это особенно важно, поскольку в последние несколько лет в порту наблюдается рост перевалки нефти и нефтепродуктов. К примеру, в прошлом году было обработано рекордное количество жидкого топлива – почти 15 млн тонн.

В течение первых шести месяцев работы причал Т1 обработал около 30% всех нефтепродуктов, переваленных за этот период на Базе жидкого топлива. Аналогичная ситуация и в этом году. В основном, на причале разгружаются суда с бензином. В целом, благодаря причалу Т1 годовая пропускная способность нефтеналивного терминала увеличилась до 40 млн тонн.

В Гданьске будут принимать самые большие контейнерные суда, которые могут войти в Балтийское море

В этом месяце оператор ж/д инфраструктуры PKP PLK планирует завершить реконструкцию грузовой линии от станции Прущ-Гданьски до Гданьск-Порт-Полночны. Планируются ли другие проекты по дальнейшей модернизации припортовой ж/д инфраструктуры?

Инвестиции в припортовую железнодорожную инфраструктуру очень важны для развития порта. В прошлом году мы зафиксировали 40-процентный рост ж/д перевозок. Продолжающееся расширение контейнерного терминала DCT, запланированное строительство зернового терминала компании OT Logistics, динамично развивающийся терминал сыпучих грузов, которым оперирует компания Port Północny, и друге проекты только усиливают необходимость расширения и модернизации транспортной инфраструктуры, не только железнодорожной, для улучшения доступа к портовым терминалам. Конечно, мы приветствуем проект, реализуемый PKP PLK, ведь он соответствует этой цели. Также национальный менеджер ж/д инфраструктуры в июле этого года получил дофинансирование на модернизацию и реконструкцию 3 станций, обслуживающих порт Гданьск.

Администрация порта еще несколько лет назад приняла решение о ежегодном выделении около 100 млн злотых на инвестпроекты.

Администрация порта Гданьск, со своей стороны, еще несколько лет назад приняла решение о ежегодном выделении около 100 млн злотых на инвестиционные проекты, часть из которых связана с железнодорожной инфраструктурой. В целом, до 2020 года сумма инвестиций составит 1 млрд злотых. Среди прочего, на ближайшие годы администрация запланировала строительство и реконструкцию 7,2 км портовых автодорог и 10 км колей.

Я уже говорил о трех проектах, которые будут частично финансироваться из еврофондов. Два из них касаются железной дороги. Первый предусматривает расширение и модернизацию автомобильных и железных дорог во Внешнем порту, самой глубоководной части порта. На этот проект потребуется более 28,7 млн евро (дотация в размере 24,4 млн евро). Второй проект – разработка проектной и экологической и документации для ж/д и автотранспорта, а также инфраструктуры во Внутреннем порту. Его стоимость составляет 1 млн евро (с дотацией 0,5 млн евро).

Хочу отметить, что стивидоры также работают над улучшением инфраструктуры своих терминалов. Компания DCT Gdansk, оператор контейнерного терминала DCT, увеличила количество подъездных путей с двух до четырех.

Не исключено, что мы достигнем товарооборота в размере около 40 млн тонн.

С какими результатами Вы планируете закончить текущий год?

Все указывает на то, что этот год принесет морской отрасли Польши еще один рекорд. Начиная с 2013 года мы год за годом неизменно устанавливаем рекорды по перевалке грузов. Мы ожидаем, что у нас получится и в этот раз. Да, в первом полугодии мы показали рост в 4%, но мы снова сократили отставание от лидера по контейнерообороту на Балтийском море – порта Санкт-Петербург. Таким образом, мы укрепили нашу вторую позицию в этом рейтинге. Кроме того, мы ожидаем, что, возможно, в этом году нам удастся подняться на одну позицию в списке крупнейших портов Балтийского моря (по общему объему грузооборота) с нынешнего седьмого места. Не исключено, что мы достигнем товарооборота в размере около 40 млн тонн (в 2015 году грузооборот составил 35,9 млн тонн. – ЦТС).

Вы получили юридическое образование. Почему же Вы согласились возглавить порт? Был ли у Вас опыт работы в морской отрасли или смежных сферах?

Я считаю, что знания и опыт из юридической сферы необходимы для качественного выполнения функций президента администрации порта. В законе о морских портах и гаванях четко прописаны задачи администрации порта, каждая из которых связана с подписанием контрактов, проведением переговоров, тендерных процедур. Все это требует определенных юридических навыков и знаний.

Я собираюсь изменить восприятие порта Гданьска.

Что касается вопросов логистики, особенно морской, они мне не чужды. Последние несколько лет я консультировал или работал в наблюдательных советах нескольких логистических компаний, участвующих в организации цепочек поставок, а также задействованных в морских, железнодорожных, автомобильных и интермодальных перевозках. Также я был членом наблюдательного совета одного из стивидоров, работающего в порту Гдыня. Это позволило мне узнать о потребностях таких компаний, которые оставались незамеченными администрацией порта. Я собираюсь изменить восприятие порта Гданьска.

Я хочу, чтобы благодаря своей роли в цепочке поставок, благодаря моим знаниям, порт всегда был готов к удовлетворению потребностей рынка.

Читайте также Как работает широкая колея в Польше – интервью с главой PKP LHS