Вслед за пилотным проектом по сдаче в аренду грузовых вагонов через ProZorro, "Укрзализныця" решила запустить еще один - продажу через электронные аукционы гарантированных поставок грузов. Планируется, что пилотный проект стартует уже в марте-апреле этого года.
"Сегодня мы продаем поставку вагона на определенную дату, но это неполная операция. Безусловно, и к этой услуге есть высокий интерес на рынке, но гарантированная поставка груза с одной точки в другую будет более интересной для наших клиентов", - заявил директор по экономике и финансам АО УЗ Андрей Рязанцев.
Основное, что нужно знать о проекте: в случае невыполнения обязательств по доставке вагонов в срок, "Укрзализныця" компенсирует заказчику двойную стоимость перевозки; услуга будет распространяться на маршрутные отправки, начальная стоимость будет такая же, как и на обычные перевозки. Теперь давайте разберемся по порядку.
Гарантированная перевозка
Концепция гарантированных перевозок предусматривает, что УЗ компенсирует заказчику двойную стоимость перевозки в случае невыполнения поставки в срок в соответствии с обязательствами.
"Выполнение обязательств по срокам доставки - это и так прямая обязанность компании. "Укрзализныця" как перевозчик-монополист обязана это делать уже по факту заказа перевозки", - отмечает руководитель ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.
Но это только в теории. В кулуарах участники рынка говорят, что раньше, если заказчик подавал претензию на УЗ за невыполнение обязательств по своевременной доставке грузов, то перевозчик мог и "обидеться" и искусственно ограничить перевозки. Однако в последние годы ситуация постепенно меняется - один из операторов вагонов отмечает, что за последнее время их компания выиграла уже несколько судов и добилась компенсации.
"Выполнение обязательств по срокам доставки - это и так прямая обязанность компании. "Укрзализныця" как перевозчик-монополист обязана это делать уже по факту заказа перевозки", - Андрей Шкляр.
Маршрутные отправки
Новая услуга "Укрзализныци" на первом этапе будет распространяться только на маршрутные отправки: покупатель сможет выбирать станции отправки и доставки из перечня маршрутных станций. "Безусловно, сначала мы не будем распространять данный проект на повагонную отправку: вначале это будет касаться маршрутных перевозок, поскольку они наиболее сгруппированы и дают возможность наиболее четко их контролировать и выполнять", - объяснил Андрей Рязанцев.
УЗ уже давно говорит о том, что будет отдавать приоритет маршрутным отправкам. На рынке отмечают, что такие поезда доезжают практически без нарушений графика, в отличие от повагонных отправок. Поэтому крайне сомнительно, что в дальнейшем компания распространит эту услугу и на повагонные отправки, так как в условиях дефицита тяги, вряд ли сможет выполнить свои обязательства по ним.
"Вначале это будет касаться маршрутных перевозок, поскольку они наиболее сгруппированы и дают возможность наиболее четко их контролировать и выполнять", - Андрей Рязанцев.
Стоимость
Стартовая цена гарантированных перевозок будет такая же, как на обычные перевозки.
В комментарии ЦТС Александр Мащенко, основатель сервиса Zernovoz, говорит, что "не совсем понятно, какую добавленную стоимость предлагает "Укрзализныця" для продажи как спецуслугу. Под новой этикеткой продается тот же бизнес, что и вчера - в расчете получить завышенную стоимость".
Эффект для рынка
Опрошенные эксперты и участники рынка ж/д грузоперевозок говорят, что такая услуга может еще больше ухудшить положение дел для компаний, не купивших эту гарантию. "Такая практика, очевидно, будет вредить общей системе ж/д перевозок, ведь для выполнения "гарантированных" перевозок УЗ будет отвлекать ресурс с "негарантированных", - отмечает Андрей Шкляр.
Заместитель директора по логистике компании "Дельта Вилмар" Валерий Ткачев также считает, что при ограниченном ресурсе локомотивов и вагонов общего парка у "Укрзализныци", гарантированное обеспечение вывоза зерна определенным компаниям (победителям торгов), автоматически лишит возможности вывозить зерно все остальные компании.
Кроме того, нужно отметить, что заказывать заранее перевозки могут только отправители, у которых торговая программа покрывает несколько месяцев к ряду плотной отгрузки. "Они и так бы заказывали маршруты в максимально допустимом количестве. Распределение грузопотока и его интенсивность не изменится, а расходы вырастут", - резюмирует Александр Мащенко.
Читайте также Проект "Наш вагон": Что показал первый этап мониторинга повагонных отправок УЗ