Пока без результатов, но с четко обозначенными планами - основой итог 2019 года в вопросе давно анонсированного привлечения частных инвесторов в обновление и модернизацию транспортной инфраструктуры в портах, авиации и на железной дороге. Отсутствие результатов в виде конкретных реализованных проектов частично компенсируется завершением длительного периода подготовки.

В свой актив власть может занести законодательную работу. В октябре Верховная Рада приняла закон "О концессии" - документ, над которым работали с 2016 года и к созданию которого привлекались ЕБРР, и бизнес через профильные комитеты в АСС и ЕБА. Тогда же парламент отменил закон с перечнем объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, тем самым запустив процесс большой приватизации государственного имущества, которую анонсировали ранее. "Из перечня объектов исключили "Укрпошту" и "Укрзализныцю". Это не значит, что их продадут с молотка, но это убедительный сигнал, что государственный бюджет сможет пополниться деньгами, а инвесторы смогут модернизировать предприятия", - прокомментировал принятие документа министр инфраструктуры Владислав Криклий. В этом списке находился и ряд предприятий портовой отрасли, в частности, некоторые государственные стивидорные компании.

Благодаря активной роли и технической помощи ЕБРР, Всемирного банка и IFC стартовали пилотные концессионные проекты в портах Ольвия и Херсон. Наконец, новая команда власти во главе с Владимиром Зеленским провела своеобразную "разведку боем" - на инвестиционном форуме RE:THINK. Invest in Ukraine, в Мариуполе были названы ключевые проекты и направления для инвестиций. Всего в ходе мероприятия инвесторам были представлены сотни проектов, презентован список предприятий, подлежащих приватизации. Что скрывается за этой витриной и какие предприятия могут получить новых собственников уже в 2020 году?

 

Концессия: от портов к вокзалам и аэропортам   

85 млрд грн бюджетных поступлений - уровень амбиций Кабмина от первых пилотных конкурсов по концессии в порту Ольвия и Херсон. Считали еще при Владимире Гройсмане, но нынешний состав правительства сбавлять обороты не намерен. Как это корреспондируется с реальным интересом инвесторов - вопрос пока открытый. Сами конкурсы были объявлены лишь 12 сентября, прием заявок начался через месяц. В конце октября министр Владислав Криклий говорил, что по каждому из проектов уже есть порядка 5 заявок и среди потенциальных концессионеров - инвесторы из Украины, Китая, Катара и Сингапура.

GATE_AF_-04111Владислав Криклий констатирует интерес инвесторов к пилотным проектам концессии в портах.

Вне зависимости от результата, в профильном министерстве настроены на продолжение. По словам Криклия, в будущем году начнется разгосударствление многих предприятий транспортной отрасли. Так, в портовой сфере будут объявлены концессионные конкурсы еще в четырех портах - Одесса, Мариуполь, Бердянск и Черноморск (паромная переправа). Сегодня часть из этих проектов уже на стадии подготовки (разработка ТЭО, предТЭО), другая часть очень близка к запуску.

В отрасли авиации МИУ совместно с IFC ведется подготовка к объявлению концессионных конкурсов по аэропортам Херсон, Черновцы, Запорожье и грузовому терминалу в аэропорту Белая Церковь. На базе последнего хотят создать мультимодальный грузовой комплекс с пропускным пунктом, который позволит выполнять прямые грузовые рейсы из Белой Церкви за границу (сейчас обслуживающиеся там авиаперевозчики вынуждены пользоваться услугами таможенной службы в других аэропортах Украины).

Еще одно перспективное направление ГЧП - концессия ж/д вокзалов. Так, согласно представленному Мининфраструктуры плану, концессия вокзалов Днепра, Харькова, Николаева, Хмельницкого и Чопа должна принести государству порядка 18-20 млн долл. инвестиций. Наибольшие инвестиции ожидаются от концессии ж/д вокзала в Днепре - в районе 8 млн долл. На втором месте, по прогнозам, вокзал Харькова, где намерены привлечь 5,6 млн долл. На третьем - вокзал Хмельницкого, где при помощи ГЧП ожидают привлечь 1,9 млн долл. инвестиций. Наименьший объем инвестиций в МИУ прогнозируют для вокзалов Николаева и Чопа - по 1,4 млн долл. Также в возможном "шорт-листе" давно обсуждаются вокзалы Киев-Пассажирский, Ивано-Франковск, Винница, Запорожье. Их на предмет целесообразности реализации ГЧП проанализируют эксперты Всемирного банка. Недавно же глава правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов заявил, что одним из первых концессионных проектов среди вокзалов может стать концессия Дарницкого вокзала. В УЗ надеются, что это поможет, наконец, завершить строительство данного объекта.

d9082a5457afaee6581a7e6ca18bb5b4_1572363274_extra_large

Всемирный банк и IFC, как и другие МФО, намерены продолжать помогать Украине с проектами ГЧП.

Важнейшим драйвером внедрения проектов ГЧП является активное участие международных финансовых организаций. Эксперты ЕБРР, IFC, Всемирного банка принимают самое непосредственное участие в разработке ТЭО проектов ГЧП в инфраструктуре. Еще одним документом в этом направлении стало Соглашение между Кабмином и IFC о консультативной поддержке запуска программы государственно-частного партнерства. "Этот меморандум об их (IFC - ЦТС) поддержке в подготовке отдельных объектов в Украине к концессии. Это означает, что они будут инвестировать свои знания и опыт, чтобы найти точки роста, которые помогут нам подготовить проекты к инвестиционной стадии", - прокомментировал подписание документа министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

Участие МФО в концессии и приватизации важно для обеспечения прозрачности процесса и привлечения инвесторов  

Приватизация: начать и закончить

Если в отношении концессии оперируют проектами и даже подсчитывают возможные поступления, то приватизация рассматривается больше как возможность. По данным, представленным на форуме в Мариуполе основательницей и главным исполнительным директором Horizon Capital Еленой Кошарной, в Украине порядка 3,5 тыс. предприятий все еще находятся в госсобственности. Комментируя эту цифру, премьер Алексей Гончарук заявил, что приватизация является одним из основных вызовов для правительства. "Украина до сих пор трансформируется в рыночную экономику. Во многих сферах у нас призраки плановой экономики еще бродят по коридорам рынка. Каждый отдельный рынок должен быть предметом отдельной дискуссии, но общая наша идеология - рыночная. Такое количество государственных компаний для нас лично - это вызов, потому что это источники коррупции и неэффективности", - признал он.

По словам заместителя руководителя Офиса президента Юлии Ковалив, о приватизации в последние лет 5 очень много разговоров, но реальных действий - мало. "Спасибо правительству, что сегодня впервые мы хотя бы можем говорить о IPO государственных компаний. Раньше об этом никто даже не говорил", - отметила она.

"В Китае 100 госпредприятий, а у нас - 3,5 тысячи. Хорошо, что правительство приняло решение список обнулить и сделать список из тех стратегических предприятий, которые должны остаться. А дальше сегодня уже есть возможность либо приватизации, либо концессии, - считает руководитель Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс. - Самое главное не в форме, а в условиях. Нас интересует что? Соблюдение рабочих мест, увеличение инвестиций и грузооборот".

Читайте также Не свернуть с пути: Правительство сделало шаг к приватизации Азовского судоремонтного завода

Стоит отметить, что 20 ноября Кабинет министров Украины оптимизировал перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. В действующий перечень из 321 предприятия были включены еще 4 объекта, среди которых и "Укрзализныця". Но в МЭРТ в связи с этим заявили, что на сегодня законодательством не предусмотрен запрет на приватизацию предприятий, включенных в перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства.

Несколькими днями позже, 26 ноября, решением правительства на приватизацию были переданы 339 государственных объектов от шести министерств. Среди них из ведения МИУ - 28 объектов, среди которых предприятия, целые или части имущественных комплексов. Например, в список попали единые имущественные комплексы ГП "Скадовский морской торговый порт", ГП "Морской торговый порт Усть-Дунайск""Украэропроекта".

Как известно, с 2020 года объекты малой приватизации будут реализоваться через ProZorro. Под это определение попадают активы стоимостью менее 250 млн грн. В ЕБРР рекомендуют начать с небольших пилотных проектов, с которым готовы помочь Фонду госимущества Украины. Однако на встрече в Американской торговой палате в прошлую среду заместитель главы представительства ЕБРР в Украине Марина Петров отметила, что на данный момент качественной информации о том, какие объекты можно вывести на ProZorro, нет. По ее словам, для того, чтобы Банк мог привлечь средства, ФГИ нужно помочь качественно сформулировать этот запрос.

77004565_10158021800037806_8333921079068196864_n 
Марина Петров предлагает начать "малую приватизацию" с пилотных проектов.

"Мы бы предложили начать с пилота не очень большого, чтобы попроще была процедура закупки. Сделать несколько компаний, посмотреть, как это работает… Давайте реалистичную задачу - 5-10 компаний максимум. Если будет сформулирован такой запрос, мы готовы с ним сходить к себе на комитет доноров, попытаться поднять деньги и получить какого-то дополнительного советника именно на малую приватизацию первых пилотных проектов", - отметила Петров.

Приазовье и Донбасс - особый фокус

Отдельной темой для дискуссии как на основной площадке так и в кулуарах форума RE:THINK. Invest in Ukraine стали инвестиции в развитие инфраструктуры в проблемных регионах, граничащих с зоной проведения Операции объединенных сил, с присущим ей набором рисков как в части обеспечения безопасности, так и других особенностей ведения бизнеса - ограничений судоходства в Азовском море, административных и социальных вопросов.

В транспортной концессии одним из таких проектов может стать, в частности, Мариупольский и Бердянский порт. Возможность их концессии сейчас изучают в МИУ. Эти планы поддерживают и в Фонде госимущества. Его руководитель Дмитрий Сенниченко говорит, что полностью "за" передачу государственного стивидора Мариупольского порта в концессию, при условии соблюдения определенных требований (социальных, экологических) и KPI. "Принят закон о концессии. Я думаю, что это наиболее эффективный инструмент привлечения ответственного оператора (Мариупольского порта - ЦТС). Я думаю, что очень важно проводить коммуникационную кампанию. Я как глава Фонда госимущества поддерживаю передачу его на конкурс с определенными четкими условиями и KPI. ГЧП - я вижу в этом абсолютную необходимость и выход, потому что государство не может быть эффективным собственником тысяч предприятий", - отметил он в ходе форума RE:THINK. Invest in Ukraine. Также в рамках форума был подписан Меморандум о сотрудничестве между АМПУ, Мариупольским морским торговым портом и COFCO Agri Ukraine. "Меморандум предусматривает реализацию в порту Мариуполь инфраструктурного проекта, который обеспечит суммарно привлечение более 1,3 млрд грн инвестиций в развитие инфраструктуры порта и увеличит грузопотоки на 2,3 млн тонн", - отметил по результатам подписания министр Криклий.

Один из перспективных проектов, которые могли бы быть среди "пилотов" малой приватизации - имущественный комплекс Азовского судоремонтного завода. Сегодня предприятие находится в процессе передачи имущества к ФГИ, а его многолетние арендаторы - Мариупольская инвестиционная группа - уже готовы выступить с инвестиционным проектом, который мог бы позволить передать это стратегически важное предприятие частному собственнику без остановки производства и с обеспечением социальных гарантий.

Читайте также Пять вопросов о статусе АСРЗ: Что бизнес обсуждает с Фондом госимущества

Долгое время АСРЗ находился в условиях юридической коллизии, из-за которой отсутствовал механизм возврата имущественного комплекса предприятия арендатором государству, но остановиться стратегически важное для региона предприятие не могло: именно АСРЗ обслуживает базирующиеся в Азовском море корабли ВМФ Украины и портофлоты двух азовских портов - Бердянского и Мариупольского. При условии же реализации инвестиционного проекта завод сможет не только продолжить работу, но и заняться строительством судов, в том числе военных катеров и речного грузового флота.

77199498_10158021798287806_1839868065806811136_n

Дмитрий Сенниченко анонсирует изменения в структуре ФГИ.

В самом Фонде госимущества готовятся к приватизации, активно меняя внутреннюю логику процессов. Дмитрий Сенниченко, назначенный на должность главы Фонда в сентябре, намерен централизовать работу органа, превратив его в единое юридическое лицо, поскольку сейчас региональные филиалы ФГИ работают автономно как отдельные юрлица. "Сейчас есть Центральный аппарат в Киеве, он обеспечивает методологическое обеспечение. А вся работа по аренде, оценке, малой приватизации происходила в региональных филиалах, которые являются юридическими лицами с собственным уставом и директором… Идея в том, что организация должна быть единим юридическим лицом, процессы планирования, методологию принятия решений мы централизуем, а на местах оставляем "руки" для того, чтобы сканировать документы, ходить на предприятия, делать техническую работу. И мы должны это связать воедино, "чтобы лимфа циркулировала", - говорит Сенниченко.

Закончить реорганизацию ФГИ и перераспределение функций с региональными управлениями в Фонде рассчитывают уже в первом квартале следующего года. Тогда же должна заработать и новая процедура приватизации с продажей объектов через ProZorro, дата-румами, обеспечивающими доступ инвесторов к информации, и активным маркетингом активов, выставляемых на продажу. Как и в случае с концессией, "обкатать" новую процедуру планируют на пилотных проектах при активной поддержке МФО - ЕБРР, Всемирного банка и др. Их участие будет способствовать не только реализации технических аспектов (маркетинг, распространение информации), но и выступит гарантией прозрачности процесса и равных условий доступа для инвесторов. В случае с пилотными проектами эта поддержка будет иметь особенный вес для анонсированной "перезагрузки" приватизации в Украине.

Читайте также Рабочие места, инвестиции и рост грузооборота: Каким видят развитие морского кластера Мариуполя