Что может быть объектом концессии?
Законопроектом предусматривается, что проекты концессии могут реализовываться в любых сферах хозяйственной деятельности и на базе любого имущества за исключением:
- объектов, в отношении которых законами установлены ограничения/запреты о передаче их в концессию (например, леса);
- проектов, не предусматривающих внесения инвестиций в объект;
- проектов, в которых частный партнер получает полное возмещение произведенных им инвестиций от государственного партнера;
- проектов, которые не предусматривают создания и/или эксплуатации объектов концессии, и/или предоставления общественно значимых услуг.
Также не будут считаться концессиями реализация инвестиционных проектов по поиску и разработке месторождений полезных ископаемых.
Привлечение советников и независимых экспертов
Новый закон содержит положения о привлечении советников, призванных повысить качество подготовки и структурирования концессионных проектов.
К основным задачам советников, среди прочих, относятся:
- разработка ТЭО;
- сбор информации и анализ экономических, технических и финансовых показателей объекта концессии;
- проведение аудита и юридического анализа;
- определение инвестиционной привлекательности объекта концессии и возможных путей ее повышения;
- осуществление мероприятий по поиску потенциального инвестора;
- подготовка проекта конкурсной документации;
- структурирование проекта.
Оплата услуг советников может осуществляться за счет средств государственного и/или местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления концессиедателя, средств МФО или других источников, не запрещенных законодательством.
Переход от аренды в концессию
В Украине аренду уже более 20 лет используют как инструмент инвестирования. В частности, использование механизма неотъемлемого улучшения объектов аренды привело к постепенной потере государством контроля над активами и земельными участками, на которых они расположены. Более того, существует проблема определения владельца улучшенного имущества, после завершения срока действия договоров аренды, а также компенсации арендатору неотъемлемых улучшений.
Существует ряд условий, которые необходимо выполнить арендатору для перехода в концессию. В частности, этот механизм может быть применен только в отношении добросовестных арендаторов (подтверждение ФГИУ), арендатор должен разработать ТЭО нового концессионного проекта с обязательными инвестиционными обязательствами, срок договора концессии не может превышать срока договора аренды, и тому подобное.
Для арендатора предусмотрен и ряд норм, призванных обеспечить защиту прав государства во избежание возможных злоупотреблений при использовании такого права со стороны частного арендатора:
- неотъемлемые улучшения арендованного имущества, осуществленные арендатором по согласованию с арендодателем, компенсации не подлежат;
- любые неотъемлемые улучшения арендованного имущества, осуществленные как с согласия, так и без согласия арендодателя, за счет арендатора являются государственной собственностью при условии передачи таких улучшений в концессию.
Стоит отметить, что описанным правом наделяются исключительно арендаторы, заключившие договора аренды до вступления в силу нового закона о концессии.
Кроме того, переход из аренды в концессию возможен исключительно по желанию арендатора.
Кто может быть концессионером?
Участие в концессионном конкурсе могут принимать как резиденты, так и нерезиденты. То есть законопроект обеспечивает равные условия для всех субъектов относительно их участия в концессионном конкурсе. Победителем конкурса может быть как резидент, так и нерезидент. Однако концессионером могут быть только юридического лица, зарегистрированные в Украине (резиденты Украины). Таким образом, нерезиденты после победы в концессионном конкурсе обязаны создать юридическое лицо в Украине, с которым будет заключен концессионный договор, что, в свою очередь, гарантирует уплату концессионерами налогов на территории Украины.
Замена концессионера
Проект закона предоставляет право сторонам в условиях концессионного договора предусмотреть право замены концессионера на другого концессионера. Такая замена осуществляется в соответствии с положениями прямого договора, заключаемого между концессиедателем, концессионером и кредитором:
- по инициативе концессиедателя, в случае существенного нарушения концессионером условий концессионного договора, вызванного невыполнением им своих договорных обязательств;
- по обращению кредитора, в случае невыполнения концессионером своих обязательств, предусмотренных прямым договором, что делает невозможным дальнейшее исполнение концессионером условий концессионного договора.
Замена концессионера будет осуществляться в соответствии с порядком, утвержденным Кабинетом министров Украины. В то же время, новый концессионер должен соответствовать квалификационным и иным требованиям, которым отвечал предыдущий концессионер.
Земельные вопросы
Проектом закона предусмотрен ряд гарантий, которые призваны обеспечить предоставление концессионеру соответствующих прав на земельный участок для реализации проекта.
Земельный участок формируется до объявления концессионного конкурса и именно концессиедатель обязан обеспечить формирование такого земельного участка. Финансирование работ по разработке документации по землеустройству, может осуществляться за счет средств: государственного, местного бюджетов, средств предприятий, учреждений, относящихся к сфере управления концессиедателя и т.д.
Затраты на разработку указанной документации возмещаются концессионером в соответствии с условиями концессионного договора.
Важно отметить, что согласно положениям законопроекта, передача необходимых для реализации концессионного проекта земельных участков в аренду концессионеру становится обязательством органов местного самоуправления/органов местной исполнительной власти.
Вопрос правопреемства
Предлагаемая редакция законопроекта предусматривает, что у концессионера не возникает общего правопреемства касательно прав и обязательств предприятия, имущество которого передается в концессию.
Вместе с тем, в исключительных случаях, по решению концессиедателя, условиями концессионного конкурса может предусматриваться полное или частичное правопреемство концессионера по правам и обязанностям балансодержателя, включающие права и обязательства такого предприятия, учреждения, организации по:
- договорам;
- судебным процессам (в том числе в порядке международного коммерческого арбитража);
- открытым исполнительным производствам;
- лицензиям, разрешениям и другим документам разрешительного характера;
- дебиторской и кредиторской задолженности балансодержателя.
Концессии по строительству и эксплуатации автомобильных дорог
Объект концессии - автомобильные дороги общего пользования государственного и местного значения. При этом концессия предоставляется как на строительство новой автомобильной дороги, так и на капитальный ремонт/реконструкцию существующей дороги. При этом, строительство/реконструкция дороги обязательно сопровождается эксплуатацией дороги концессионером.
Обязательное условие - наличие альтернативного бесплатного проезда в соответствии с Законом Украины "Об автомобильных дорогах". Решение о целесообразности или нецелесообразности принимает Кабинет министров Украины (на основании заключения по результатам анализа эффективности осуществления ГЧП).
Важной нормой, предусмотренной в проекте закона, является то, что предприятие, учреждение или организация, являющаяся землепользователем и соответственно заказчиком строительства автомобильной дороги, обязано заключить с концессионером договор о делегировании функций заказчика строительства одновременно с заключением концессионного договора.
Плата за проезд:
- размер платы за разовый проезд определяется концессионером в соответствии с тарифной сетки платы за разовый проезд автомобильной дорогой за каждый километр, который устанавливается КМУ с учетом вида транспортного средства и уровня инфляции.
- порядок бесплатного проезда и возмещения за него концессионеру определяется Кабмином.
Государственная поддержка
Законопроектом предусматривается внедрение следующих видов государственной поддержки, которая может предоставляться концессионеру:
1) выплаты концессионеру платы за эксплуатационную готовность объекта концессии;
2) приобретение концессиедателем определенного объема товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) концессионером в соответствии с концессионного договора;
35) поставка концессионеру товаров (работ, услуг), необходимых для выполнения концессионного договора;
46) строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и техническое переоснащение) объектов смежной инфраструктуры, необходимой для выполнения концессионного договора.
Следует знать, что предоставление государственной поддержки - это не обязанность, а лишь возможность.
Отдельно о гарантиях для участников пилотных концессий
В процессе работы над законопроектом, мы понимали, что существует вероятность, что пилотные проекты будут запущены до принятия нового законодательства, поэтому мы сделали соответствующие правки как в законопроект, так и в конкурсную документацию, чтобы гарантировать концессионерам пилотных проектов возможность получить все преимущества нового законопроекта.
Концессионные конкурсы, которые были начаты до вступления в силу обсуждаемого законопроекта, завершаются с использованием процедуры, по которой они начаты.
К концессионным договорам, заключенным по результатам концессионных конкурсов, которые были начаты до вступления в силу закона, могут вноситься изменения, связанные с вступлением в силу закона.
Таким образом, будущие концессионеры пилотных проектов в портах Ольвия и Херсон смогут использовать все преимущества нового закона.
Читайте также Претенденты на Ольвию и Херсон: Что думают инвесторы о ТЭО пилотных концессионных проектов