Азовский судоремонтный завод в Мариуполе - на сегодня единственная на Азовском побережье Украины верфь закрытого цикла. В этом году завод отпразднует свою 133-ю годовщину. Предприятие занимается судостроением, судоремонтом, машиностроением и перевалкой зерновых, а также негабаритных и тяжеловесных грузов. Завод обслуживает, в том числе корабли ВМС Украины, Госпогранслужбы и дноуглубительный  флот Администрации морских портов. Также предприятие обеспечивает поддержку в надлежащем состоянии портофлота Мариупольского и Бердянского морских торговых портов и филиалов АМПУ.

Однако уже несколько лет АСРЗ работает в условиях законодательной коллизии, при которых ни государственный, ни частный собственник не может привлечь на предприятие инвестиции. И вот в марте этого года в официальных документах, разработанных Минэкономразвития, впервые за долгие годы, в отношении завода прозвучало слово "приватизация". Удастся ли воплотить в жизнь задекларированную государством позицию и сдвинуть вопрос с мертвой точки?

Арендовать нельзя вернуть

По сути, АСРЗ остается государственным предприятием, находящимся в частном пользовании. В 2003 году завод был передан в аренду ООО "СРЗ" (Мариуполь).  С 2010 года находится под управлением Управляющей компании "Мариупольская инвестиционная группа" (УК "МИГ").

В 2018 году завод реализовал продукции и оказал услуг на сумму более 175,2 млн грн. 61,2 млн грн из них АСРЗ получил, отремонтировав 29 единиц флота.

Под управлением УК "МИГ" завод продолжил работу, в том числе в условиях военного конфликта, находясь всего в полутора десятках километров от линии соприкосновения. Сейчас, помимо ремонтов судов, предприятие занимается утилизацией плавсредств, строительством компонентов судов. Так, в марте 2019 года АСРЗ завершил сборку и отправил в Хорватию надстройку, которая будет использована для строительства танкера.

В 2018 году завод реализовал продукции и оказал услуг на сумму более 175,2 млн грн. 61,2 млн грн из них АСРЗ получил, отремонтировав 29 единиц флота.

Пользующимся спросом направлением работы АСРЗ является производство грейферов. На сегодня предприятие является крупнейшим производителем грейферов в Украине - выпуск в 2018 году составил 42 единицы. В целом на продукции машиностроения завод в прошлом году заработал 72,2 млн грн.

Что касается перевалки грузов, то согласно данным "СРЗ", за 2018 год в режиме порта была произведена перевалка 229 тыс. т грузов на сумму 38,8 млн грн.

Ежегодно на АСРЗ проходит плановый ремонт единственного украинского ледокола "Капитан Белоусов".

В июне 2016 года срок аренды имущественного комплекса завода истек, однако Фонд госимущества, в ведение которого в декабре того же года был передан завод, до сих пор не определил новую форму хозяйствования объекта. Как уже не раз писал ЦТС, причина в том, что в законодательстве не прописан механизм возврата госимущества из аренды обратно в собственность государства. До того же момента, когда завод может быть возвращен в госсобственность, ответственность за его работу несет текущий арендатор.

По большинству контрактов завод продолжает работать без предоплаты. Это, в свою очередь, вызывает недостаток оборотных средств.

Из этого следует, что уже почти три года АСРЗ работает в условиях неопределенности, когда у заказчиков работ нет гарантии, что предоплаченные заказы будут выполнены, а у кредиторов - что одолженные средства будут возвращены. Еще в 2017 году генеральный директор завода Олег Турский в интервью ЦТС сетовал, что предприятию крайне тяжело планировать свою работу. "Всех клиентов интересует, какие гарантии выполнения заказов мы можем предоставить. В связи с нерешенностью статуса завода мы были вынуждены перейти на заказы без предоплаты", - говорил тогда он. Спустя два года ситуация не изменилась. Как говорят в "МИГ", по большинству контрактов завод продолжает работать без предоплаты. Это, в свою очередь, вызывает недостаток оборотных средств, что может приводить, в том числе к задержке заработной платы сотрудникам. Трудятся на предприятии более 850 человек (средняя з/п - 10 тыс. грн).

С продлением срока аренды тоже проблема: в 2013 году ФГИ попытался поднять арендную ставку по АСРЗ с 4 до 20%, однако арендатор обжаловал это решение в суде. По словам исполнительного директора УК «МИГ» Олега Иванюшенко, такой размер ставки оправдан для высокорентабельного бизнеса, коим судоремонт в Украине не является.

Несмотря на окончание срока аренды, АСРЗ поддерживает производственный процесс, выполняет договорные обязательства с текущими контрагентами, регулярно осуществляет отчисления в бюджеты. Так, в 2018 году предприятие уплатило налогов и сборов в сумме 61,9 млн грн.

Пользующимся спросом направлением работы АСРЗ является производство грейферов.

Приватизация как выход

И управляющая компания, и государственные ведомства сходятся во мнении, что оптимальным решением проблемы собственности АСРЗ могла бы стать приватизация его целостного имущественного комплекса. Уже сегодня завод нуждается в инвестициях в размере 8-10 млн долларов - эти средства нужны для обновления основных фондов, технического переоснащения, повышения энергоэффективности, а также улучшения социальных стандартов для сотрудников предприятия.

"Средний возраст оборудования предприятия - 32 года. В последний раз оно закупалось в 1980-х годах. В вопросе судоремонта, по сравнению с конкурентами на Черном море (Турцией, Болгарией и даже предприятиями из Украины), мы отстаем по производительности. Это делает нас неконкурентными, и мы теряем время. Инвестиции в новое оборудование можно привлечь, только, если это будет частное предприятие", - отмечает Олег Иванюшенко. По его словам, привлечение инвестиций - единственное, что может дать толчок к развитию завода.

АСРЗ нуждается в инвестициях в размере 8-10 млн долларов.

Аренда же в этом отношении имеет множество недостатков. В частности, из-за таких аспектов:

- короткий срок аренды не способствует привлечению инвестиций на долгосрочную перспективу;

- арендованную собственность невозможно использовать в качестве залога для получения кредитов;

- невозможно самостоятельно распоряжаться имуществом (приходится содержать лишнее);

- любые улучшения объекта аренды нужно согласовывать с госорганами, что несет в себе дополнительные коррупционные риски;

- механизм передачи в аренду может привести к остановке предприятия и невыполнению им контрактов.

Но приватизировать завод нельзя, так как он находится в списке объектов госсобственности, не подлежащих приватизации. Во всяком случае, пока что.

О проблеме со статусом предприятия на самых разных уровнях говорят уже не первый год. Например, осенью прошлого года была создана инклюзивная рабочая группа из представителей топ-менеджмента и профсоюза ООО "СРЗ", Фонда Госимущества, Мариупольского городского совета, АМПУ, ММТП, Донецкой ОГА, ГП "АСРЗ". Однако такой формат так и не дал приемлемого варианта эффективного решения вопроса.

В январе к решению проблемы подключилось и представительство ЕС в Украине, заявившее о готовности оказать консультационную поддержку в определении юридического статуса предприятия.

В марте СРЗ также обратился в Кабинет министров с просьбой создать межведомственную рабочую группу с привлечением экспертов ЕИБ, ЕБРР и Всемирного Банка для определения оптимальной формы собственности предприятия. В Мининфрастурктуры доводы МИГ сочли обоснованными.

"Азовский судоремонтный завод - это самое многопрофильное предприятие на Азовском побережье. Мариупольский морской порт и Азовский судоремонтный завод - ключевые предприятия, обеспечивающие присутствие Украины в водах Азовского моря. В условиях российской агрессии на Востоке Украины и в Азовском море для нас крайне важно, чтобы инфраструктура Азова и в дальнейшем успешно функционировала", - отмечал ранее министр инфраструктуры Владимир Омелян.

В прочих ведомствах, причастных к решению вопроса - Минфине, Фонде госимущества, Госпогранслужбе - готовы поучаствовать в работе группы, однако после того, как предприятие будет вычеркнуто из списка объектов, не подлежащих приватизации.

О ситуации знают и в ЕБРР. Там не против инвестирования в АСРЗ. Вместе с тем, как пояснил ЦТС руководитель транспортных проектов ЕБРР Андрей Цокол, Банк не может выступить инициатором вопроса смены формы собственности предприятия и дальнейшего его развития, так как он должен быть инициирован представителями власти - Кабинетом министров и местными властями. "Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы предприятие развивалось. Но вопрос должен быть согласован с госструктурами, а пока для ЕБРР он находится на слишком ранней стадии обсуждения", - говорит Цокол.

Министерство экономического развития и торговли подготовило новую концепцию приватизации на 2018-2020 годы, согласно которой АСРЗ может быть исключен из перечня объектов, запрещенных к приватизации после внесения изменений в законодательство. 

Позиция исполнительной власти в данный момент - на стороне приватизации. В этом году Министерство экономического развития и торговли подготовило новую концепцию приватизации на 2018-2020 годы, согласно которой АСРЗ может быть исключен из перечня объектов, запрещенных к приватизации после внесения изменений в законодательство. Данная концепция является одним из обязательств, которые Украина взяла на себя в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом.

В Минэкономразвития уточняют, что разработанный ведомством проект закона "О перечне объектов государственной власти, которые не подлежат приватизации" с обновленным списком предприятий, уже согласован со всеми заинтересованными сторонами и готовится к рассмотрению Кабинетом министров.

Если правительство одобрит законопроект МЭРТ в таком виде, далее его ждет рассмотрение в Верховной Раде. Так что теперь для АСРЗ важно, чтобы позиция государственных органов превратилась в реальные действия. И чем быстрее это произойдет, тем меньше будут конкурентные потери предприятия, а значит и сильнее позиции Украины на Азовском море.

Читайте также: Как работает АСРЗ в условиях войны и правовой коллизии