На прошлой неделе в Мариуполе состоялось крупное и знаковое мероприятие - первый инвестиционный форум по инициативе президента Украины Владимира Зеленского RE: think. Invest in Ukraine. В ходе форума, на который собрали практически все руководство страны, крупных бизнес-игроков, инвесторов и представителей МФО, вопросом номер один стали инвестиции в развитие востока Украины. Место для встречи было выбрано неслучайно: Мариуполь - не только крупнейший город на подконтрольной Украине части Донбасса, но и важный промышленный, аграрный, транспортный центр. Вместе с тем, ирония в том, что в связи с войной на востоке и периодически возникающей блокадой Азовского моря, город весьма изолирован. Поэтому решение инфраструктурных задач заняло на форуме не последнее место.

Первым из них стало открытие накануне мероприятия отремонтированной в сжатые сроки автодороги Запорожье-Мариуполь, которая существенно сократила время в пути между городами. На самом форуме был также подписан ряд документов, направленных на развитие инфраструктуры. Самые важные из них - меморандум между Кабмином и ЕБРР о развитии региональных дорог; меморандум между "Укрзализныцей", МИУ и ЕБРР о подготовке компании к IPO; меморандум о сотрудничестве между АМПУ и COFCO Agri Ukraine о развитии Мариупольского порта.

Порт как показатель "разморозки" экономики региона

Подписанный в рамках инвестфорума меморандум по Мариупольскому порту, по словам министра инфраструктуры Владислава Криклия, предусматривает реализацию инфраструктурного проекта, который обеспечит привлечение более 1,3 млрд грн инвестиций в развитие инфраструктуры порта и увеличит грузопотоки на 2,3 млн тонн. Речь идет о перевалочных мощностях COFCO, которая уже давно работает в регионе и анонсировала расширение бизнеса ранее.

Документ предусматривает сотрудничество сторон по реконструкции двух причалов, строительство второй очереди зернового терминала и создание единого перегрузочного комплекса (пищевых и наливных продовольственных грузов).

"Правительством предпринимаются значительные усилия для комплексной поддержки Азовского региона, поэтому сотрудничество с такой международной компанией как COFCO является мощным сигналом для других компаний о возможности инвестировать в порты Мариуполь и Бердянск", - подчеркнул Криклий.

Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий говорит о привлечении инвестиций в Азовский регион.

Если взглянуть на статистику, то можно увидеть - пока слабую, но обнадеживающую - динамику роста перевалки. "По нашим прикидкам, этот год Мариупольский порт закончит с показателем +8% грузооборота по сравнению с прошлым годом. Это дает нам оптимизм продолжать инвестировать. Что радует? Радует 2-3 момента. Первый - это, естественно, прирост грузопотока. Второй - это то, что нам удается диверсифицировать грузопотоки, - говорит глава Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс. - Долю рынка перевалки грузов в Мариуполе сегодня мы видим, и мы до конца года заканчиваем строительство зернового причала №4, который будет предназначен для обработки грузов зернового терминала. Соответственно, это увеличит грузооборот в будущем и не только металлургической продукции, но и зерновых".

По словам Вецкаганса, в следующем году морпорт может выйти на показатели перевалки до 7 млн тонн. Он также напомнил, что до 1 декабря АМПУ намерена восстановить в порту паспортные глубины - 8 м (максимум для Керчь-Еникальского канала), после чего будут сняты все ограничения по заходу судов (6 ноября по подходному каналу Угольной гавани и акватории Мариупольского морского порта объявлено проходную осадку судов 8 м. - ЦТС).

Кроме того, накануне инвестиционного форума, было принято еще одно важное для портовиков решение: правительство на выездном заседании определило границы морского порта Мариуполь. Эта мера была необходима для того, чтобы упростить работу уже существующим на территории предприятия субъектам хозяйствования и развязать руки потенциальным инвесторам. "Решение правительства влечет правовую определенность при осуществлении хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, работающих или намеренных работать на территории порта", - прокомментировал вердикт Кабмина Криклий.

Среди прочего, данное решение очень знаково для другого стратегически важного предприятия, находящегося по соседству с портом. Речь идет об Азовском судоремонтном заводе, чья причальная линия, согласно этому решению, должна быть передана на баланс АМПУ. Почему это важно? После того, как АСРЗ будет лишен этого актива, исчезнет последняя преграда на пути к его приватизации либо передаче инвестору на условиях ГЧП.

Во время форума министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий и руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс также побывали с визитом на Азовском судоремонтном заводе.

Судостроительный завод в регионе должен быть

"Наша позиция такова, что судостроительный завод в этом регионе должен быть. Не так уж важна форма собственности, потому что всегда можно на контрактной основе регулировать отношения государства и предприятия. Но требуется сделать первый шаг - то есть, передать его в Фонд госимущества", - отмечает Райвис Вецкаганс.

АСРЗ - единственная украинская верфь полного цикла на побережье Азовского моря. Уже несколько лет предприятие находится в стадии возврата имущества государству после окончания договора аренды с ООО СРЗ (входит в Мариупольскую инвестиционную группу). В июне 2016 года срок аренды имущественного комплекса завода истек, однако Фонд госимущества, в ведение которого в декабре того же года был передан завод, так и не определил новую форму хозяйствования объекта. Причина в том, что в действующем законодательстве механизм возврата госимущества из аренды обратно в собственность государства не учитывает большое количество важных вопросов - таких, как дальнейшая судьба трудового коллектива, поддержание критической инфраструктуры, наличие разрешительной документации и т. д.

В октябре Верховная Рада отменила действовавший ранее закон о списке предприятий, не подлежащих приватизации, тем самым исключив АСРЗ из перечня объектов, которые не могут быть переданы в частную собственность. Последним моментом, который не позволял рассматривать завод частным инвесторам, были акватория и причалы, которые не могут быть приватизированы.

"Сегодня это целостный имущественный комплекс, который был отдан в оперирование. По закону причалы и акватория являются стратегически важными объектами, и они должны быть переданы в управление АМПУ. Соответственно, мы с Фондом госимущества договорились выделить эту часть, которая должна перейти к АМПУ", - говорит Вецкаганс.

"Арендатору повышали арендную ставку с 4 до 6%, потом до 20%. Потом тянулась судебная история, в 2019 году она закончилась. Теперь, безусловно, этот клубок нужно развязывать. На Кабинете министров было принято государственное решение о передаче акватории в управление Администрации морских портов Украины. А с судоремонтным заводом мы сейчас будем проводить глубокую экспертизу и возвращать его под контроль государства. Дальше мы будем исповедовать ту же философию, что и с Мариупольским портом", - объяснил нам глава ФГИ Дмитрий Сенниченко.

Руководитель Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко.

Что подразумевается под данной философией? По словам Вецкаганса, АСРЗ точно не будет оставаться в госсобственности. В будущем предприятие ждет либо концессия, либо приватизация, которые смогут обеспечить приток инвестиций и беспрерывную работу завода. Для АМПУ важна не форма собственности, а условия работы предприятия, подчеркивает он.

"Нас интересует что? Сохранение рабочих мест, увеличение инвестиций и грузооборот. У нас, в принципе, есть такая стратегия, что маленькие порты, стивидорные компании - нужно продавать. Потому что сегодня они убыточны, а кое-где даже есть задержки по заработной плате. Средние пилотные проекты мы уже реализуем, а большие стивидорные компании тоже нужно отдавать в концессию. Будем по этому пути двигаться", - говорит глава АМПУ. Он также уточнил, что в вопросе непосредственно перевалочных мощностей АСРЗ Администрация рассматривает вариант государственно-частного партнерства. 

Инвесторы присматриваются

Следующим этапом после решения бюрократических проблем станет поиск инвестиций. Потенциал предприятия может быть реализован только в случае безотлагательных и крупных капиталовложений. По оценке нынешнего арендатора АСРЗ - группы МИГ - разработанный им инвестиционный проект может окупиться в течение 8 лет. Как пояснил ЦТС соучредитель и исполнительный директор группы Олег Иванюшенко, в случае завершения военных действий, окупаемость могла бы быть обеспечена еще быстрее - в пределах 5-6 лет.

Согласно представленному МИГ исследованию, в результате привлечения инвестиций в объект, объемы машиностроения можно увеличить в 3 раза, капитальных ремонтов судов - в 1,5-2 раза, перевалки - в 2 раза, а также возродить судостроение, которое в данный момент на предприятии почти не осуществляется. "Основная точка инвестирования - это возрождение малого судостроения и обновление технологий машиностроения и судоремонта, которые позволят производить продукцию на экспорт", - говорит Иванюшенко.

АСРЗ имеет техническую возможность не только обеспечивать ремонт и поддержание портофлота Бердянского и Мариупольского портов и ВМФ Украины (что является его стратегической задачей сегодня), но и строить и ремонтировать катера морской охраны, коммерческие суда для Азовского моря, баржи для использования на реке и многое другое. Этому способствует и близость завода к основным поставщикам металла, что также влияет на стоимость производства.

Однако в тех политических условиях, в которых находится Мариуполь, важным аспектом капиталовложений для бизнеса может стать участие международных финансовых организаций. Крупные МФО - ЕБРР, ЕИБ, Всемирный банк, IFC - постепенно развивают сотрудничество в Восточной Украине, хотя к морской отрасли в этом регионе пока только присматриваются.

Представители IFC в Мариуполе. В этой МФО заявляют, что знают о планах развития АСРЗ.

"Мы уже очень активны в плане инвестирования в Донбасс, включая финансовые инструменты для большего инвестирования частного сектора. Что касается портовой отрасли, я думаю, мы используем все возможности, чтобы, как только это будет иметь смысл, мобилизовать как можно больше частных инвестиций во все критически важные сферы инфраструктуры. По поводу АСРЗ, мы в курсе планов развития предприятия, хотя еще не вступали в дискуссию об этом", - отметил руководитель регионального представительства Международной финансовой корпорации в Украине, Беларуси и Молдове Джейсон Пеллмар.

Вице-президент корпорации Джорджина Бейкер, приехавшая в Мариуполь, чтобы лично представить проекты развития городской инфраструктуры, подтвердила в комментарии ЦТС, что организация не исключает участие в проектах инвестирования в морской отрасли региона. "Мы уже работаем вместе с ЕБРР над двумя портами в Украине (над концессионными проектами в портах Ольвия и Херсон. - ЦТС). Мы посмотрим, насколько хорошо пойдут инвестиции. Если эти проекты окажутся удачными, мы, вероятно, подключимся и к другим инвестиционным проектам в портах Украины. Так что, если здесь, на Донбассе, это будет иметь смысл, мы готовы инвестировать", - отметила она.

По словам заместителя главы Европейского банка реконструкции и развития в Украине Марка Магалецкого, судостроение - перспективная для Украины отрасль. "Мы всегда открыты к работе со всеми инвесторами. В целом судостроение в Украине начинает оживать. Буквально месяц назад мы были в Николаеве на верфи "Нибулона", где спускался на воду самый большой плавкран Украины, который был построен там уже в наши дни. Это значит, есть ниши, которые наши предприятия могут занять. Что касается Азовского региона, как видите, несмотря ни на что, он живет и работает. Нужно изучать конкретные проекты, но я думаю, что в этом регионе все возможно", - отметил Магалецкий.

Марк Магалецкий (ЕБРР): "Судостроение в Украине начинает оживать".

Вице-президент ЕБРР Алан Пиу, отмечает, что банк уже весьма активен в южных и восточных областях Украины, хотя в портовой отрасли, как и IFC, акцентирует пока на тех проектах, которые уже были начаты - концессии госстивидоров Ольвия и Херсон, а также совместном с ТИС развитии перевалки в порту Южный. "В целом, мы повсюду, где есть потребность в улучшении инфраструктуры", - резюмировал Пиу.

Таким образом, если после решения вопроса с имущественным комплексом Азовского судоремонтного государство предложит частному сектору понятный механизм сотрудничества, интерес к заводу со стороны МФО и бизнеса может сдерживаться только успехом пилотных концессионных проектов. В случае же решения о приватизации предприятия потенциальные инвесторы вполне могут рассчитывать на поддержку международных организаций, которые уже имеют опыт работы на востоке Украины.

Читайте также Арендовать нельзя приватизировать: Что ждет крупнейшее судоремонтное предприятие на Азовском море