В конце октября в Мариуполе состоится крупный инвестиционный форум с участием президента Украины и представителей руководства международных финансовых организаций - ЕБРР, ЕИБ, Всемирного банка, IFC. Ожидается, что мероприятие будет посвящено инвестициям в инфраструктуру прифронтовых районов Донбасса.  В этой связи вновь актуализируется вопрос статуса Азовского судоремонтного завода. Единственная украинская верфь полного цикла на побережье Азовского моря требует инвестиций для обеспечения беспрерывности процесса обслуживания и производства судов. Для этого уже даже подготовлен соответствующий инвестпроект, но дело за государством, которое все еще не определится с тем, что делать с предприятием.

О нынешнем статус-кво АСРЗ, ожиданиях от форума и преимуществах инвестпроекта ЦТС поговорил с соучредителем и исполнительным директором ООО "Управляющей компании "МИГ" Олегом Иванюшенко и Дмитрием Ляшовым, руководителем инвестиционного проекта "Азовский судоремонтный завод".

 

Какова на сегодня актуальная ситуация с целостным имущественным комплексом АСРЗ?

Дмитрий Ляшов: Предприятие находится в стадии возврата имущества после окончания договора аренды. Но продолжает деятельность для поддержания стратегического направления - судоремонта, то есть, обеспечивает ремонтом суда, базирующиеся в Азовском море.

Какие на сегодня предпосылки к реализации инвестиционных инициатив на АСРЗ?

Д.Л.: Основное - обещание президента о либерализации экономики и формировании рынка государственных предприятий, затем - принятие в первом чтении законопроекта 1054-1 о признании утратившим силу закона "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". Кроме того, у нас огромные надежды на вновь сформированную управленческую команду Фонда государственного имущества. Есть высокая вероятность, что ФГИ поддержит инициативу президента и на основании открытия списка предприятий, не подлежащих приватизации, начнет процедуры приватизации реальных предприятий, которые работают и имеют перспективу.

"Сегодня ключевой фактор - это формирование виденья этого объекта со стороны государства. Юридическая коллизия, в которой находится АСРЗ, перешла уже все мыслимые рамки", - Олег Иванюшенко. 

Какие факторы, по вашему мнению, будут влиять на успешность инвестирования в завод?

Олег Иванюшенко: Сегодня ключевой фактор - это формирование виденья этого объекта со стороны государства. Юридическая коллизия, в которой находится АСРЗ, перешла уже все мыслимые рамки. Мы как "управители" этого имущества, несколько лет пытавшиеся тянуть этот "воз" на себе, все время стараемся донести до государства, что оно, как собственник, должно принять стратегическое решение, направленное на развитие объекта.

Второй фактор - оперативная работа по формированию инвестиционного проекта, который должен сформировать триггеры проекта и определить инвестиционные точки, которые помогут добиться максимального экономического эффекта.

Третий фактор - прозрачность конкурса по приватизации объекта, который обеспечит максимальную конкуренцию.

Во сколько вы оцениваете приватизацию предприятия?

Д.Л.: Сложно сказать, потому что структура целостного имущественного комплекса крайне неоднородна и в целом не соответствует тому виду деятельности, который должно осуществлять судоремонтное предприятие. Оно "обременено" причалами, акваторией - которые, согласно закону о портах, давно уже должны были быть переданы в ведение АМПУ. На балансе предприятия есть пять единиц флота, которые не задействованы в судоремонте и любой другой деятельности. То есть, фактически, на сегодня предприятие занимается содержанием того, что не приносит доход никому - ни государству, ни предприятию.

То есть, оценить предприятие сегодня невозможно?

О.И.: На наш взгляд, первое, что необходимо сделать, это очистить предприятие от имущества, не задействованного в производственной деятельности, в наследство из советского прошлого в состав ЦИК входят база отдыха, общежитие и много другого. Это стадия подготовки объекта к инвестициям. Дальше необходимо четко определиться с техническим состоянием объекта. Учитывая его специфику, необходима помощь международных организаций - экспертиза за счет привлечения международных экспертов для внешней оценки.

Нам необходимо обязательно провести также экологическую экспертизу и анализ кадрового потенциала. Всеми этими блоками нужно заниматься уже сейчас, и для повышения инвестиционной привлекательности предприятия, это должно делать либо государство (но мы понимаем, что оно вряд ли будет это делать), либо будущий собственник или инвестор.

Ведете работу в этом направлении?

О.И.: По каждому из направлений мы сейчас находимся в стадии переговоров по привлечению таких экспертов.

Только после этого можно будет дать адекватную оценку текущей стоимости объекта и объему необходимых инвестиций. На наш взгляд, общая сумма средств, с учетом необходимой модернизации , это порядка 10-15 млн долларов. Более точно можно будет сказать после due diligence.

Читайте также Пять вопросов о статусе АСРЗ: Что бизнес обсуждает с Фондом госимущества

Олег Иванюшенко

Во сколько примерно оценивается имущественный комплекс АСРЗ?

Д.Л.: По государственной оценке, само имущество АСРЗ стоит около 2 млн долл. Но мы не понимаем, как будет проводиться аукцион… Загвоздка ведь в чем? Если отменят закон о предприятиях, не подлежащих приватизации, то будут смотреть на них в контексте ст. 5 закона "О приватизации", где перечислены условия, запрещающие приватизацию. Технически по этим параметрам АСРЗ не имеет ограничений для приватизации и подходит по параметрам для малой приватизации. Но наличие в составе ЦИК причалов и акватории, которые к слову по закону «О морских портах» обязательно должны быть переданы на баланс АМПУ, может автоматически вывести его в разряд стратегических предприятий.

Какой объем инвестиций готова вложить в развитие предприятия Мариупольская инвестиционная группа?

О.И.: Все зависит от того, какой подход предпримет государство в вопросе приватизации этого объекта. Оно либо предложит весь этот "неликвид" одним пакетом с полезным имуществом (и тогда, по идее, объект должен быть дешевле, поскольку генерирует убытки), либо государство подготовит объект к приватизации путем вывода убыточного имущества. Это первое, что влияет на то, что МИГ готов предложить в качестве взноса в этот проект.

Второй вопрос - кому объект будет интересен с точки зрения инвестирования. Если это стратегический инвестор с подобными активами, зависимо от виденья инвестора, будет вырисовываться и наше возможное участие. Мы можем рассматривать свой взнос в капитал в том числе и в виде активов, которые работают в замкнутой логистической и производственной цепочке с судоремонтным заводом. Со стороны МИГа подход к вопросу будет очень гибкий. Если это международный финансовые организации (Европейский Банк Реконструкции и Развития, Европейский Инвестиционный Банк, Международная Финансовая Корпорация, например), они скорее всего будут выступать портфельными, а не стратегическими инвесторами.

"Мы делаем ставку на проведение инвестиционного форума в Мариуполе 29 октября, надеемся на включение нашего проекта в перечень проектов, которые будут рассматриваться и привлекут внимание инвесторов", - Дмитрий Ляшов. 

Кто рассматривается в качестве соинвестора?

Д.Л.: В первую очередь мы делаем ставку на системные международные финансовые организации. Учитывая, что проект достаточно рискованный из-за расположения и текущего состояния, сегодня вход инвестора имеет достаточно низкий порог - то есть, цена предприятия сегодня будет наиболее низкой для предприятия такого типа. С другой стороны, мы понимаем, что для МФО сума в 10-15 и даже 20 млн - слишком мала для серьезного участия. Может быть, это будет консолидированный займ или инвестиционный грант. Что для нас было бы ценно - это чтобы эти МФО - IFC, ЕБРР, ЕИБ - принимали участие в реализации инвестиционного проекта как минимум в качестве экспертов.

Мы делаем ставку на проведение инвестиционного форума в Мариуполе 29 октября, надеемся на включение нашего проекта в перечень проектов, которые будут рассматриваться и привлекут внимание инвесторов. Безусловно, мы хотели бы привлечь институционального инвестора с качественной экспертизой в морской отрасли.

Что из себя представляет инвестпроект МИГа?

Д.Л.: У нас есть наработки с международной консалтинговой компанией Rolland Berger - предварительное инвестиционное предложение. В рамках этого документа были проработаны вопросы конкурентного окружения, определены примерные объемы инвестиций по направлениям деятельности с условным перечнем оборудования для производственных участков. Однако проект готовился ещё в 2014-2015 годах без учета военно-политического фактора и с учётом максимальных возможностей производства, но сегодня из-за геополитического фактора потребности в такой высокой производительности нет. Там отсутствует детализация по модернизации оборудования и помещениям, нет оценки воздействия на окружающую среду и т. д. То есть в целом предложение подготовлено, но информация требует уточнения и обновления.

Каков срок окупаемости проекта и какую норму доходности инвестиций вы закладываете?

О.И.: Срок окупаемости проекта, по нашим совместным наработкам с компанией Rolland Berger, - 5-6 лет. Однако этот проект финализировался в условиях ожидания скорейшего завершения военных действий на Донбассе. Учитывая, что ситуация с тех пор изменилась, показатели требуют перерасчета. Предварительно мы рассчитываем на окупаемость не более, чем через 8 лет. Соответствующая норма доходности должна быть обеспечена.

"Предварительно мы рассчитываем на окупаемость не более, чем через 8 лет", - Олег Иванюшенко. 

Какие самые перспективные моменты есть у АСРЗ в плане инвестирования?

О.И.: Основная точка инвестирования - это возрождение малого судостроения и обновление технологий машиностроения и судоремонта, которые позволят производить продукцию на экспорт.

Д.Л.: Дополнительные преимущества этого завода в следующем: 9 причалов, возможность работать в качестве портового оператора, очень развитая ж/д, автомобильная и морская инфраструктура, огромная территория и большое количество зданий, которые не используются. Это территория для перспективного развития. Мы рассматриваем реализацию этого проекта в том числе путем кооперации с малым и средним бизнесом, который может развиваться на этой территории в виде внутреннего индустриального парка.

Читайте также Арендовать нельзя приватизировать: Что ждет крупнейшее судоремонтное предприятие на Азовском море

Дмитрий Ляшов

Насколько увеличатся производственные показатели в случае реализации инвестпроекта?

Д.Л.: Машиностроение - в 3 раза, капитальные ремонты судов - в 1,5-2 раза, перевалка - в 2 раза, по судостроению - возрождение практически с нуля.

Суда какого типа можно строить на АСРЗ?

Д.Л.: Предприятие занимается ремонтом судов с осадкой до 8 м. В основном, это коммерческие суда, работающие в Азовском море и суда потрофлота Мариупольского и Бердянского портов, но это могут быть и баржи, которые будут использоваться, в том числе, на Днепре. В части судостроения, наша специализация - суда малого флота, в т. ч. портового флота, а именно мусоросборщики. Есть проекты собственной разработки, которые нуждаются в обновлении. Сегодня украинские порты остро нуждаются в обновлении портофлота, в частности, в нефтемусоросборщиках. Мы могли бы производить их, а также катера морской охраны ГПСУ, баржи, лихтеры, понтоны и т.п.

"Сегодня украинские порты остро нуждаются в обновлении портофлота, в частности, в нефтемусоросборщиках. Мы могли бы производить их, а также катера морской охраны ГПСУ, баржи, лихтеры, понтоны", - Дмиртий Ляшов. 

Как насчет бронированных катеров?

Д.Л.: Никаких проблем! Особенно, если делать такие, как делает "Кузня на Рыбальском". К тому же, откуда берется бронированная сталь для таких катеров? Наша близость к производителям металла способна удешевить производство таких катеров. Плюс, имеет место удешевление логистики и военно-политический фактор: сделанные в Киеве товары двойного назначения в Мариуполь никогда не дойдут.

Кроме того, у нас уже есть успешные примеры судостроения: выполнена надстройка танкера. Хорватский заказчик обратился к нам только потому, что у нас близко материальная база. Наличие рядом металлопроизводителей дает предприятию конкурентное преимущество.

Как влияет на машиностроение расположение АСРЗ?

Д.Л.: В Мариуполе и прилегающих регионах локализованы металлургические предприятия – "Запорожсталь", "Азовсталь", меткомбинат им. Ильича. Предприятие остается лидером по производству грузозахватных устройств (грейферы и т.п.), технологического оборудования для металлургии (ковши, опрокидыватели, металлоконструкции различной сложности), активно занимается производством крышек люков для полувагонов.

Если в ситуации с имущественным комплексом сохранится статус-кво, у вас есть "план Б"?

Д.Л.: "План Б" - это, по сути, то, что реализует Фонд госимущества. И "Б" не от слова "благо" - продолжается передача имущества государственному предприятию, а дальше риски утраты кадрового потенциала и критической инфраструктуры уже перекладываются на государство. Дальнейшая судьба предприятия в таком случае нами не моделируется и не прогнозируется.

Вопрос в том, что что основные фонды АСРЗ требуют немедленной модернизации, ведь они находятся в предаварийном состоянии.

Мы все-таки за план "А" - конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами с целью обеспечения непрерывного цикла судоремонта, создания условий для привлечения инвестиций, модернизации производства и возрождения судостроения. 

"Мы все-таки за план "А" - конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами с целью обеспечения непрерывного цикла судоремонта", - Дмитрий Ляшов. 

Кто-нибудь еще, кроме МИГа, претендует на АСРЗ?

О.И.: Пока нам это неизвестно. Учитывая специфику предприятия, юридическую коллизию и его местоположение, я не думаю, что кто-то заинтересован напрямую.

Со своей стороны, мы хотим прозрачной честной приватизации с сохранением вида деятельности. Мы готовы побороться, предложить лучшие условия, 15-летнюю экспертизу. Более того, в случае приватизации этого предприятия МИГом или ООО "СРЗ", мы готовы обеспечить непрерывный процесс производства и обслуживания судов.

Д.Л. Новый собственник, в случае победы, столкнется в первую очередь с тем, что ему необходимо будет возобновить всю разрешительную документацию, пройти сертификацию, все необходимые согласования… По нашей оценке, это минимум 6-12 месяцев и от 10 до 12 млн грн (услуги проектных организаций, получение разрешительных документов, подготовка персонала и т. д.). То есть, сразу возникает четыре проблемы: дополнительные финансовые затраты, потеря времени, кадровый вопрос и непоступления в бюджет платежей за этот период. Еще один вопрос - ситуация на объектах критической инфраструктуры: непонятно, кто в это время будет ее содержать.

Читайте также Навстречу фермеру: Как в Мариуполе развивают аграрную логистику