Вот уже пять лет своеобразным "трендом" ведения портового и зернового бизнеса в украинском Приазовье является фактор геополитической нестабильности в регионе. Но даже в этих условиях местные компании умудряются реализовывать новые проекты и наращивать показатели перевалки. Уже традиционно в последние годы, УК "Мариупольская инвестиционная группа" в июне проводит мероприятия для экспертов, участников рынка и журналистов, где не только говорят о проблемах региона, но и демонстрируют, что даже не самые благоприятные факторы могут стимулировать к поиску новых решений и вариантов развития бизнеса. Не стал исключением и 2019 год.
"Единое окно" для аграриев
В середине июня в Мариуполе по инициативе UTA Group и HarvЕast Holding состоялся День агропартнерства. Представители ведущих компаний агропромышленной и логистической сферы, работающие в восточных регионах Украины, обсудили перспективы сотрудничества. Главным поводом для обсуждения стала презентация UTA Group и HarvЕast Holding программы поддержки фермеров, являющихся первым звеном всей цепочки зерновой логистики. Инициатива базируется на объединении ресурсов этих двух крупных игроков.
![](http://cfts.org.ua/imglib/_newimage/articles/navstrechu_fermeru_kak_v_mariupole_razvivayut_agrarnuyu_logistiku_1550/109718/109720/1100.jpg)
Как пояснил во время презентации директор ООО "Свит Агро Трейд" Артем Мазный, сотрудничество с HarvЕast Holding уже показало позитивные результаты для отрасли, и логичным его продолжением могло бы стать привлечение к нему фермеров путем товарного и денежного кредитования.
Ресурсы, которыми располагает HarvЕast Holding, - это семенной завод, участки орошения и гибридизации удобрений, техника, лаборатории почв и семян, сеть складов, грузовой автопарк, агрономы и знания в агрономии. Ресурсы UTA Group: портовый терминал и склады, портовая лаборатория, в которой можно проверить качество продукции, развитый аналитический отдел, который анализирует рынок и готовит отчеты по тенденциям и прогнозам агрорынка, своя логистическая компания с собственными зерновозами, юридическое и бухгалтерское сопровождение, трейдинговая компания.
"Все эти ресурсы можно объединить в комплекс, который можно преподнести сельхозпроизводителю в виде "единого окна". Фермеру больше не надо искать отдельно производителя удобрений, поставщика логистических услуг и т. д., так как можно все получить в едином комплексе", - отметил Артем Мазный.
![](http://cfts.org.ua/imglib/_newimage/articles/navstrechu_fermeru_kak_v_mariupole_razvivayut_agrarnuyu_logistiku_1550/109718/109721/1100.jpg)
На основе всего перечисленного UTA Group и HarvЕast Holding предлагают программу поддержки сельхозпроизводителей, которая предусматривает 30% от суммы контракта кредитования фермеров со стороны Harveast на семена, средства защиты растений, удобрения, а также дополнительные услуги (по желанию фермера) как предоплату в счет будущего урожая.
"Фермер не платит здесь и сейчас. Только после того, как он вырастит свой урожай, он его поставляет через нашу группу компаний (через UTA Group. - ЦТС) для экспорта, и получает остаток, 70% от суммы контракта, живыми деньгами, а за те удобрения, семена и СЗР, которые HarvЕast Holding поставил еще вначале, мы между собой рассчитываемся сами", - пояснил Мазный.
![](http://cfts.org.ua/imglib/_newimage/articles/navstrechu_fermeru_kak_v_mariupole_razvivayut_agrarnuyu_logistiku_1550/109718/109722/1100.jpg)
Главными преимуществами для сельхозпроизводителя при такой схеме являются двойное кредитование (как товарное - в виде семян, удобрений и средств защиты растений, так и денежное), возможность четкого планирования поставки семян, СЗР и удобрений, поставки урожая и продаж. Кроме того, важно, что треугольник "фермер - поставщик семян и удобрений - логистический партнер" смогут при этом работать без финансовых посредников.
"Это нетривиальное событие. Два лидера Донецкой области - лидер в производстве сельхозпродукции и лидер в транспортировке зерновых объединяют усилия для того, чтобы, используя свои ресурсы и знания, поделиться ими с теми, кто в этом нуждается и таким образом создать сообщество, которое бы развивалось вместе, использовало передовые практики и отстаивало интересы фермеров, производителей и людей реального дела", - прокомментировал инициативу исполнительный директор Управляющей компании "Мариупольская инвестиционная группа" Олег Иванюшенко.
![](http://cfts.org.ua/imglib/_newimage/articles/navstrechu_fermeru_kak_v_mariupole_razvivayut_agrarnuyu_logistiku_1550/109718/109723/1100.jpg)
"Мы с большим интересом отнеслись к идее UTA Group относительно реализации совместного проекта по поддержке фермеров. Считаю, что синергия двух наших компаний и более плотное взаимодействие с производителями агропордукции Юго-Востока Украины позволит усилить потенциал региона как в плане производства зерновых, так и их логистики и экспорта. "Мариупольская инвестиционная группа" - один из наших самых давних клиентов, в компании всегда выступают с интересными инициативами, и поэтому мы нацелены и далее развивать партнерские отношения в вопросе всевозможных инноваций", - в свою очередь добавил гендиректор HarvEast Holding Дмитрий Скорняков.
Терминал "УкрТрансАгро": зерновые и не только
Одним из ключевых инфраструктурных объектов UTA Group сегодня является зерновой терминал "УкрТрансАгро", расположенный на территории Азовского судоремонтного завода. Находящийся в управлении МИГ терминал переваливает 400-450 тыс. т зерновых в год. "Максимальная мощность терминала по зерновым - миллион тонн в год. К сожалению, часть грузопотока перераспределяется на черноморские порты - Одесса, Николаев", - отметил директор по операционной деятельности "УкрТрансАгро" Андрей Леонидов.
![](http://cfts.org.ua/imglib/_newimage/articles/navstrechu_fermeru_kak_v_mariupole_razvivayut_agrarnuyu_logistiku_1550/109718/109724/1100.jpg)
По итогам 2018/2019 маркетингового года экспорт пшеницы через терминал составил 260 тыс. т, и это 60% от общего объема перевалки. Также, были экспортированы шрот соевый и подсолнечный - 98 тыс. т, ячмень - 20 тыс. т, кукуруза - 58 тыс. т, горох - 5 тыс. т. Всего отгружено 440 тыс. т. Зерновые грузы из терминала, в основном, отправляются в Северную Африку и на Ближний Восток.
"В этом году было обработано больше кукурузы, чем в предыдущие годы (в связи с хорошим урожаем. Так что номенклатура каждый год меняет направление. Раньше терминал обрабатывал только зерновые грузы (в основном пшеницу и ячмень), а теперь уже переваливаем разные виды шрота, горох, чечевицу и другие бобовые", - рассказал Леонидов.
![](http://cfts.org.ua/imglib/_newimage/articles/navstrechu_fermeru_kak_v_mariupole_razvivayut_agrarnuyu_logistiku_1550/109718/109725/1100.jpg)
Терминал имеет 6 силосов общей мощностью 48 тыс. т единовременного хранения, а также припортовые склады на 10 тыс. т. Кроме того, на территории есть возможность сушки и подработки зерна: сушка, работающая со скоростью 50 т/час и зерноочиститель - со скоростью 250 т/час.
Перевалка грузов осуществляется на двух причалах. Осадка судов у первого составляет 7 м, что позволяет грузить суда вместимостью до 6-7 тыс. т. Осадка у причала №2 - 8,3 м. "Это даже больше, чем проходная осадка Мариупольского порта (Угольной гавани). Поэтому на этом причале без проблем можем грузить суда до 20 тыс. т", - рассказал директор по операционной работе "УкрТрансАгро".
Терминал может принимать в сутки до 130 автомобилей и до 30 вагонов-зерновозов (по 3 одновременно). При этом, в течение 2018/2019 МГ было принято 13 225 авто и 92 вагона.
![](http://cfts.org.ua/imglib/_newimage/articles/navstrechu_fermeru_kak_v_mariupole_razvivayut_agrarnuyu_logistiku_1550/109718/109726/1100.jpg)
Андрей Леонидов подчеркнул, что в данный момент терминал находится в процессе получения разрешения на работу маршрутными отправками, что поможет диверсифицировать поставки.
Свидетельством постоянного развития терминала могут служить и новые партнерства. Так, еще одним клиентом "УкрТрансАгро" стала международная компания Grain Expo, агротрейдер, до этого работавший только с черноморскими портами. "В этом сезоне мы приняли решение зайти на перевалку в Мариуполь. Это новый регион для нас. За годы своей работы "УкрТрансАгро" показал хорошие результаты. Те мощности, которыми располагает терминал, полностью соответствуют нашим требованиям. Поэтому решили сотрудничать", - рассказал коммерческий директор Grain Expo Владимир Мацейко.
"Мы являемся, компанией, которая покупает зерно у фермеров и экспортирует его по всему миру. Мы присутствуем на украинском рынке уже год, даже чуть больше. В Мариуполе мы работаем с терминалом "УкрТрансАгро"- у них очень высокий уровень сервиса, хорошая скорость погрузки, надежная профессиональная лаборатория. Соответственно, мы получаем судовую партию, которая соответствует всем нашим требованиям. Работа у них отлажена и потому мы не получаем жалоб от фермеров, что есть какие-то отказы на терминале", - прокомментировал Валенти Сельвесюк, генеральный директор MGT Black Sea, входящей в Millcorp Grain Trading со штаб-квартирой в Женеве.
Как уже было отмечено выше, УК "Мариупольская инвестиционная группа" - это не только портовый терминал со всей сопутствующей инфраструктурой. Преодолев сложные 2014 и 2015 гг., сегодня компания стала лидером в организации логистики зерновых в Приазовье, расширяя активы и следуя по инновационному пути развития. Так, идея партнерства с фермерами региона стала воплощением знаний, полученных во время визитов и знакомства с особенностями организации аграрной логистики в Германии, Франции и США.
![](http://cfts.org.ua/imglib/_newimage/articles/navstrechu_fermeru_kak_v_mariupole_razvivayut_agrarnuyu_logistiku_1550/109718/109727/1100.jpg)
Для оптимизации логистики компания наращивает парк однотипных современных тягачей-зерновозов с самосвальными полуприцепами. Перевалка зерновых выполняется не только на "УкрТрансАгро", но и на находящемся в управлении УК МИГ Азовском судоремонтном заводе, который может работать в режиме порта. Параллельно компания развивает еще одно направление - фумигацию грузов на судах в морских портах Украины. А минувшей весной портфель зернового бизнеса был расширен за счет покупки корпоративных права компании ООО "Свит Агро Трейд", что теперь позволяет оказывать полный комплекс услуг, начиная от закупки у производителя до экспорта зерновых культур, уменьшая число посредников и обеспечивая возможность получения большей прибыли для производителя.
Читайте также Новые вызовы и надежды зерновой логистики Приазовья