Еще не так давно дунайские порты Украины имели больше проблем, чем достижений. 2014-й год еще усугубил и без того непростое положение гаваней. Однако главный украинский порт на Дунае – Измаильский – похоже, решил остановить череду неудач. Несмотря на уход грузов основного грузоотправителя – Полтавского ГОКа – порт в 2014 году увеличил грузооборот на 12%. В нынешнем году руководство гавани ставит задачу не только сохранить достигнутые результаты, но и наращивать объемы грузопотока. Мы спросили начальника порта Андрея Ерохина, каким образом он собирается достичь этих целей. 

Читайте также: Что нам делать с Дунаем: шесть мнений экспертов 

Измаильский порт завершил 2014 год с хорошей динамикой грузооборота. Эта позитивная тенденция сохраняется и в нынешнем году. Так, в январе-апреле грузооборот порта увеличился на 61%. За счет чего достигнуты такие результаты?

Значительное повышение объема грузооборота порта это не случайность и не счастливое стечение обстоятельств. Это заслуга всего коллектива порта. В течение двух лет была проведена колоссальная работа, как по привлечению грузов, так и по повышению качества грузовых работ с тем, чтобы исключить коммерческий брак. На протяжении многих лет Измаильский порт работал в большей части с одним грузоотправителем – Полтавским ГОКом (Ferrexpo). Когда мы потеряли этот грузопоток, нам пришлось перестраиваться – привлекать новые грузы, как экспортные, так и транзитные. 

Что это за грузы?

В первом полугодии 2014 года на 55% повысился объем грузопереработки украинского экспортного угля. Однако примерно с августа из-за событий в Восточной Украине мы потеряли этот грузопоток. Нам удалось заместить украинские энергетические угли транзитными грузами. Также порт увеличил объем грузопереработки грузов за счет плодотворной работы с "АрселорМиталл Кривой Рог". Если ранее компания перевозила руду в Галац в большей степени по железной дороге, то теперь отправляет по Дунаю через порт Измаил. Огромную роль в этом сыграло качество перегрузочных работ, предоставляемых нашим предприятием.

С "АрселорМиталл Кривой Рог" мы также начали работать и в импортном направлении – перерабатываем известняк, поступающий из Румынии. Кроме того, что Измаильский порт является инициатором заключения контракта, мы еще полностью провели маршрутизацию груза от начала и до конца транспортировки. 

Как бы вы охарактеризовали взаимодействие с УЗ?

Большую роль в привлечении новых партнеров играют отношения с "Укрзализныцей". Если ранее в адрес Измаильского порта вагоны либо не предоставлялись, либо были простои порожняка, то сейчас эти факторы полностью исключены. 

Как вы оцените прошлый год? Он был прибыльным для порта? В прошлом году порт потерял грузы Полтавского ГОКа. В августе 2014-го был подписан договор о возобновлении перевалки окатышей Ferrexpo в четвертом квартале прошлого года. Вернулись ли эти грузы в порт? Как вообще обстоит ситуация с грузами Ferrexpo в порту?

В целом прошлый год оцениваем положительно, произошли кардинальные изменения в работе порта. Как я уже говорил, ранее мы работали практически с одним грузоотправителем. Поэтому, когда в 2012 – 2013 годах Полтавский ГОК начал постепенно перенаправлять железорудное сырье через Констанцу, мы сделали все, чтобы расширить номенклатуру грузов в порту Измаил.

Этот период коллектив пережил очень тяжело, и я благодарен каждому сотруднику предприятия за проявленные терпение и выдержку. С другой стороны, мы получили, пусть и жестокий, но урок – никогда нельзя замыкаться на одном грузоотправителе. В апреле прошлого года Полтавский ГОК полностью прекратил отправку ЖРС через порт Измаил. На тот момент мы уже были к этому готовы. Измаильский порт в 2014 году не только не снизил объем грузопереработки, но и превысил уровень 2013 года на 12%. 

И как вам это удалось?

Совместно с ЧАО "Украинское Дунайское пароходство" было проведено несколько этапов переговоров с представителями Ferrexpo с целью вернуть ЖРС Полтавского ГОКа на Измаил. С декабря 2014 года этот груз снова перерабатывается нами. К сожалению, не удалось добиться, чтобы железорудное сырье Полтавского ГОКа перевозилось флотом УДП. Но, и несмотря на это, пароходству удалось нарастить объем перевозок грузов.

В первом полугодии текущего года объем перевалки ЖРС Полтавского ГОКа в Измаильском порту возрос с 90 до 180 тыс. тонн в месяц.

Опять же сыграло роль и качество работы – мы взяли на себя обязательство по сохранению вагонного парка как "Укрзализныци", так и Ferrexpo. Неоднократно представители Ferrexpo посещали порт с целью мониторинга качества переработки их груза и целостности вагонов, в целом делегации были полностью удовлетворены. Мы предложили компании Ferrexpo такие условия, что они вновь начали рассматривать порт Измаил как своего стратегического партнера. 

Повлияла ли министерская проверка в Украинском Дунайском пароходстве на деятельность порта? Какие дальнейшие перспективы сотрудничества порта и УДП?

Министерская проверка в Украинском Дунайском пароходстве на деятельность ГП "ИЗМ МТП" никак не повлияла. Измаильский порт является базовым портом флота УДП, а пароходство – для многих  наших партнеров-грузоотправителей базовым перевозчиком. Мы всегда поддерживаем друг друга. Очень часто именно с флотом УДП работаем по прямому варианту. Надо сказать, что заключая каждый контракт, мы в первую очередь в качестве перевозчика предлагаем флот Украинского Дунайского пароходства. 

Планируете ли вы привлекать новые грузы в порт? Каким образом?

Я думаю, что учитывая специализацию порта Измаил и сложившийся на Дунае рынок, мы можем говорить не о привлечении новых грузов, а об увеличении объемов существующих. Все зависит от интенсивности работы предприятий, расположенных в бассейне Дуная, и от их потребностей в сырье. В настоящее время рассматриваем дальнейшее развитие переработки грузов в направлении Румынии. Мы стремимся к увеличению объемов грузоперевалки химических минеральных удобрений, привлечению лесных, а также зерновых грузов – сейчас ведется работа в этом направлении.

Многое зависит от ситуации на Востоке Украины. Если положение в этом регионе стабилизируется, надеюсь, порт вновь возобновит работу с угольными предприятиями, Алчевским металлургическим комбинатом, "Донецксталью" и другими. 

Планируете ли проводить в нынешнем году техническое переоснащение и модернизацию портовых мощностей? За чьи деньги, и на каких условиях?

Конечно, планируем. В первую очередь, внедряем в жизнь программу энергосбережения – полностью перешли с мазута на электроэнергию, что позволило сэкономить средства в отопительный сезон, а также при подаче горячей воды. Пересмотрели режим использования электроэнергии, перешли на ее потребление в ночное время, это позволило только в марте сэкономить 90 тыс. грн. Практически везде поменяли деревянные окна на металлопластиковые, думаю, результат этого шага мы сможем увидеть следующей зимой.

"Что касается дороги, то ее просто нет. Партнеры отказываются завозить и вывозить грузы в/из порта автомобильным транспортом"

Сейчас закупаем трактор "Кировец" для маневровых работ. Запланировали закупку запасного двигателя для второго трактора. Модернизируем портальные краны, переводим их на новую систему управления. Недавно произвели капитальный ремонт буксира "Портовый-8" с заменой главных двигателей на новые. Планируем такой же ремонт буксира "Портовый-1". Модернизация, ремонтные работы, переход на энергосберегающие технологии – все это производим за собственные, заработанные деньги. Для осуществления всех вышеуказанных мер мы не использовали кредиты, не привлекали инвесторов. Я считаю, что в нынешнее сложное для всей страны время это очень важно. 

Подъездная инфраструктура (железные и автомобильные дороги), справляется ли она с грузопотоком порта? Или вам бы хотелось что-то в ней улучшить?

Подъездная железная дорога полностью справляется с грузопотоком порта. Если подход вагонов слишком интенсивный, мы совместно с железнодорожниками регулируем их движение. Система настолько отлажена, что даже при большом поступлении грузов у нас нет заторов – вагоны подаются как часы. За это мы очень благодарны работникам "Укрзализныци". Что касается дороги, то ее просто нет. Партнеры отказываются завозить и вывозить грузы в/из порта автомобильным транспортом. 

Сейчас в Украине активно обсуждается вопрос дноуглубления Днепра, а также ряда морских гаваней. В связи с этим хотелось бы узнать, насколько актуален этот вопрос для Измаильского порта?

Нельзя сказать, что вопрос дноуглубления Днепра для Измаильского порта актуален. В основном наш порт ориентирован на дунайский регион. Более того, есть опасения, что после возобновления судоходства на Днепре Измаильский порт может утратить часть грузопотока.

Что касается дноуглубления морских гаваней, то в первую очередь нас беспокоят глубины у причалов и на подходе к нашему порту. В этом году ГП "Администрация морских портов Украины" начало дноуглубление участков акватории порта Измаил. 

"Я – за то, чтобы порт (Измаил - ред) оставался целостным комплексом, а не приватизировался частями".

Как вы относитесь к приватизации и концессии портов? Какой путь развития портовой отрасли вам кажется лучшим?

К приватизации и концессии портов отношусь положительно. В сегодняшних реалиях любая форма собственности имеет право на жизнь, и государственная в том числе. Мы доказали, что государственная форма собственности может быть эффективной, даже в такой сложный период для Украины как сегодня. Но надо отметить, что государственные и частные компании работают в неравных условиях.

12 мая Кабмин своим постановлением включил Измаильский порт в перечень объектов госсобственности подлежащих приватизации в 2015 году. Я – за то, чтобы порт оставался целостным комплексом, а не приватизировался частями. Надеюсь, что процесс будет проходить прозрачно, сохранится основной вид деятельности порта – грузоперевалка, будут учтены интересы коллектива, выполнятся все условия коллективного договора. 

Какие планы на год текущий?

Планы у нас амбициозные, но надо учитывать, что мы находимся на Дунае. Здесь имеют значение как экономическая ситуация в дунайских странах, интенсивность работы европейских предприятий – основных грузополучателей, так и навигационная обстановка на реке. Большую роль играет ситуация в Украине. В таких условиях порт должен работать гибко. Так, до 2012 года основной упор мы делали на ЖРС, в 2014 году – на угли, в этом году большие надежды возлагаем на рудную группу грузов.

Планируем в этом году перевыполнить план переработки грузов. Это значит, будем перечислять налоги в государственный и местный бюджеты, сохраним рабочие места. 

Чем подкрепляются ваши амбициозные планы по наращиванию грузооборота?

2015 год коллектив Измаильского порта начал хорошо – 21 апреля выполнил полугодовой план по грузопереработке –1 млн. 610 тыс. тонн. Чистая прибыль предприятия за этот период составила 42 млн. грн, тогда как 2012 год предприятие завершило с убытком 26,3 млн. грн., 2013 год – 16,4 млн. грн. За период с 1 января по 30 апреля этого года мы перечислили налоги в бюджеты всех уровней в размере 60,9 млн. грн., тогда как за такой же период 2014 года – 24 млн. грн., за весь минувший год – 82 млн. грн. В том числе в местный бюджет и целевые фонды с 1 января по 30 апреля 2015 года порт перечислил 33,3 млн. грн., тогда как за весь 2014 год – 49 млн. грн. Налог с доходов физических лиц (отчисления с заработной платы) составил в январе-апреле сего года – 9,3 млн. грн., за весь минувший год – 12,2 млн. грн. Отчисления в Пенсионный фонд в этом году – 21,7 млн. грн., тогда как за весь 2014 год – 33,1 млн. грн. Надо отметить, что свою роль сыграло падение  курса гривны, но увеличение грузопереработки за январь-апрель этого года в порту Измаил на 61% говорит само за себя.

Читайте также Интервью с главой УДП: На содержание отстойного флота ушло 20 млн гривен