С 16 февраля по 27 марта на Украинском Дунайском пароходстве длилась служебная проверка Министерства инфраструктуры. На этот период председатель компании Дмитрий Баринов был отстранен от своих обязанностей. 30 марта он вернулся к работе и сразу же дал порталу ЦТС эксклюзивное интервью. В нем он объяснил причину прошлогоднего выхода компании в плюс по прибыльности, рассказал, какими грузами удается компенсировать потерю железорудного сырья, привел оперативные показатели текущей динамики грузооборота.

Читайте также Что нам делать с Дунаем: шесть мнений экспертов

В пароходстве закончилась проверка, инициированная Министерством инфраструктуры. Известны ли ее предварительные результаты?

Комиссия по проведению внепланового финансового аудита и аудита соответствия деятельности ЧАО «УДП» закончила свою работу 27 марта. В соответствии со стандартами аудиторских проверок, рабочий вариант аудиторского заключения будет предоставлен ЧАО «УДП» в ближайшее время для обсуждения.

Несмотря ни на что, пароходство стабилизировало свое финансовое положение. Да, естественно, проявляются негативные последствия многолетней убыточной деятельности в прошлом. Однако постепенно они минимизируются и искореняются, и на сегодня актуальным для пароходства является не выживание, а дальнейшее развитие. Совместными усилиями, в результате эффективного государственно-частного партнерства это развитие станет залогом успешной деятельности УДП. А стабильная прибыльная работа пароходства – это заработная плата и уверенность в завтрашнем дне его работников, пополнение государственного и местного бюджетов, Пенсионного фонда, защита интересов Украины на международном уровне.

В 2014 году пароходство вышло в «плюс», впервые за последние годы. За счет чего был достигнут такой результат?

За 2014 год УДП значительно улучшило свое финансовое состояние и на сегодня работает стабильно и прибыльно. По итогам 2014 года пароходством получена чистая прибыль в размере 8,1 млн. грн.

Значительное увеличение прибыли предприятия обусловлено в первую очередь повышением эффективности работы флота, а также списанием отстойного флота, что сэкономило средства, которые используются на его содержание, значительным ростом курса валют, оптимизацией структуры пароходства и численности персонала.

Как обстоят дела с долгами?

В конце 2014 года погашены долгосрочные обременительные кредиты, постепенно, согласно графикам, погашаются старые долги, накопленные за годы убыточной деятельности. В частности за 2014 год:

- полностью погашен краткосрочный кредит Укрэксимбанка в размере 14,0 млн. грн.;

- во втором полугодии 2014 года на 3,7 млн. грн. уменьшена задолженность по отраслевой возвратной финансовой помощи АМПУ, Херсонскому порту и порту Южный, за 3 месяца 2015 года погашено еще 7,1 млн. грн.;

- ликвидирована задолженность по бункерным операциям;

- в 2,1 раза уменьшена задолженность по инвалюте членам экипажа за 2009-2012 гг.;

- в 2,4 раза уменьшена задолженность по выходным дням плавсостава.

"По предварительным оперативным данным объем перевозки грузов флотом Украинского Дунайского пароходства в первом квартале 2015 года будет на 10% выше, чем в прошлом"

Чувствует ли УДП кадрове проблемы?

Для недопущения оттока высококвалифицированных кадров валютная зарплата плавсостава уже доведена до уровня, который превышает средний по Дунаю. С учетом возобновления работы на полную рабочую неделю среднемесячная заработная плата 1 штатного работника береговых подразделений УДП увеличена по сравнению с 2013 годом на 40% и составила 3633 грн. Возобновлены социальные выплаты согласно Коллективному договору.

У пароходства отсутствует просроченная задолженность по заработной плате, перед Пенсионным фондом и бюджетом, все соответствующие платежи проводятся в установленные сроки.

Каковы объемы грузооборота пароходства по итогам года? 

Для речных перевозок ЧАО «УДП» 2014 год был успешным. Объем перевозок по Дунаю собственным флотом и флотом, находящимся в оперировании УДП, составил 2,2 млн. тонн, что на 8% больше, чем в 2013 г. По предварительным оперативным данным объем перевозки грузов флотом Украинского Дунайского пароходства в первом квартале 2015 года будет на 10% выше, чем в прошлом.

Кто был основным грузоотправителем? Есть ли изменения в номенклатуре грузов? 

В структуре экспорта основная доля принадлежит перевозкам массовых навалочных грузов: железорудного сырья (ЖРС), углей, химических минеральных удобрений, кокса. Основу грузоперевозок УДП традиционно составляло железорудное сырье. К сожалению, в течение последних трех лет перевозки ЖРС неуклонно сокращаются. В 2011 г. доля перевозок железорудного сырья для меткомбинатов придунайских стран составляла до 79% от объема экспорта; в 2014 г. – 36%.

Причины – как объективные, так и субъективные. К объективным можно отнести тот факт, что металлургическое производство на Дунае сокращается, комбинат «Кремиковцы», г. Лом (Болгария) – закрыт, комбинат «АрселорМиттал» в Галаце (Румыния) работает не на полную мощность, комбинат Железара, Смедерево (Сербия), работает крайне нестабильно; комбинат ИСД Дунаффер в Дунайвароше (Венгрия) изменил технологию производства металла. К субъективным причинам мы относим то, что в 2014 г. у УДП был отнят наш традиционный грузопоток окатышей Полтавского ГОКа на меткомбинат Фестальпине, Линц (Австрия).

Но УДП продолжала борьбу за грузы с Полтавского ГОКА…

Да, в 2014 году Мининфраструктуры провело огромную работу совместно с Украинским Дунайским пароходством и портом Измаил. В ГП «ИЗМ МТП» были предоставлены беспрецедентные скидки на погрузо-разгрузочные работы при переработке окатышей Полтавского ГОКа при условии, что этот груз будет перевозиться флотом УДП. В декабре 2014 г. перевозки через порт Измаил возобновились, но Национальный перевозчик № 1 до сих пор не получил к перевозке ни одной тонны украинского груза. Перевозки осуществляются иностранными компаниями.

Удалось ли заменить руду другими грузами?

В этих условиях мы вынуждены были искать замену ЖРС. В конце 2013 г. – начале 2014 г. осуществили перевозку 45 тыс. тонн слябов Алчевского меткомбината на ИСД Дунаффер, Дунайварош. Увеличили объемы перевозок углей на Болгарию, привлекли грузопотоки минеральных удобрений на Сербию и другие страны Дуная. В отсутствие экспорта нами были приложены существенные усилия для поиска и привлечения грузов из портов стран Нижнего и Среднего Дуная на порты Австрии, откуда у нас есть давние наработанные грузопотоки в обратном направлении вниз по Дунаю, потерять которые мы себе позволить не можем. Также мы увеличили свое участие в перевозках зерновых грузов из Венгрии, Сербии, Болгарии на румынский порт Констанца. В 2014 г. мы перевезли рекордное для себя количество зерна и сельхозпродукции – около 845 тыс. тонн или 38% от годового объема перевозок. Прочая номенклатура в перевозках между иностранными портами – удобрения из портов Австрии на порты дунайских стран, соль, металлы, различная техника и оборудование, другие грузы.

Какие показатели вы ожидаете в текущем году? 

На 2015 год мы прогнозируем сохранение достигнутых объемов перевозок с некоторым увеличением. Очень многое будет зависеть от урожая зерновых.

Какой пассажиропоток компании по итогам года? Какие прогнозы вы делаете на нынешний год? 

УДП имеет в своем распоряжении, кроме транспортного флота, также 4 круизных пассажирских теплохода и 2 экскурсионно-прогулочных судна. Круизный флот УДП осуществляет круизы по маршрутам Пассау-Вена-Будапешт-Пассау, Пассау-Вилково-Пассау. Прогулочные теплоходы обеспечивают экскурсионное обслуживание иностранных туристов в дельте Дуная. За 2014 год перевезено 9,5 тыс. пассажиров.

Круизные суда ЧАО «УДП» работают на самом конкурентном рынке речных круизов. Ежегодно наблюдается рост этого рынка на 5-7%. Здесь работает более 30 круизных компаний и компаний-туроператоров из Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Нидерландов, США, Австралии и Канады. Всего на Дунае насчитывается около 230 речных круизных судов.

"В 2011 г. доля перевозок железорудного сырья для меткомбинатов придунайских стран составляла до 79% от объема экспорта; в 2014 г. – 36%"

В этом году зафрахтовано два круизных судна – «Украина» и «Молдавия». По поводу «Днепра» и «Волги» ведутся переговоры, однако, скорее всего в 2015 году они работать не будут. Для того чтобы эти 35-летние суда были востребованы, нужна значительная реконструкция. Наша компания должна в ближайшее время для себя решить – уже сейчас развивать пассажирский флот либо через 1-2 года уйти с рынка туристических услуг на Дунае. В настоящее время специалисты пароходства готовят расчеты экономических прогнозных показателей для принятия решения Правлением ЧАО «УДП» касательно дальнейшей стратегии пароходства в части развития пассажирских перевозок по Дунаю.

С какими проблемами сталкивается сегодня пароходство при осуществлении своей деятельности?

Рынок дунайских перевозок достаточно стабилен с точки зрения существующих грузовых и пассажиропотоков. Грузопотоки традиционны, ничего нового появиться не может. Каждый судовладелец стремится сохранить и удержать то, что уже наработано. УДП работает с постоянными партнерами-фрахтователями в течение многих лет, что свидетельствует о заслуженной репутации, заработанной годами.

Рынок сильно зависим от гидронавигационной обстановки на Дунае – уровней воды и проходных глубин. Как результат – жесточайшая конкуренция между судовладельцами, в периоды спада – отчаянный демпинг. В таких условиях выжить может только сильнейший. УДП выживает за счет профессионализма, традиций и репутации, заработанной несколькими поколениями специалистов пароходства. Все на Дунае знают, что УДП – это надежно.

Но, к сожалению, одной репутации мало. Устарел и износился флот – и самоходный, и несамоходный. С учетом того, что последнее пополнение флота пароходства новыми судами произошло еще в 2005 году, средний возраст судов УДП становится критическим. Так, для речных буксиров и самоходных судов он составляет 41 год, для речных барж – 26 лет. Это крайне негативно сказывается как на техническом состоянии флота, так и на экономической эффективности его эксплуатации, поскольку эксплуатационные расходы таких судов гораздо выше, чем у новых.

Какие планы хотели вы бы реализовать в пароходстве в 2015 году?

С учетом стойкой динамики улучшения показателей хозяйственно-экономической деятельности компании, разработана программа основных направлений развития УДП на 2015-2017 годы, в которой сформулирована одна из главных стратегических задач на этот период – обновление флота путем строительства новых речных несамоходных сухогрузных барж и модернизации речных буксиров пароходства путем замены главной силовой установки.

Первые шаги в этом направлении будут сделаны уже в этом году: проектом финплана УДП на 2015 год предусмотрено строительство 2 барж типа SLG на Килийском заводе (в 2001-2005 гг. на заводе было построено 20 барж этого типа и сейчас они успешно эксплуатируются). Также запланирована разработка проектной документации по модернизации речных буксиров. Помимо прямого сокращения эксплуатационных расходов на ремонт, запчасти, топливо, материальное снабжение это также позволит увеличить провозную способность флота УДП за счет расширения региона плавания и увеличения габаритов каравана, упростит процедуру получения документов Регистра.

Для поддержания в надлежащем техническом состоянии имеющегося флота с этого года средства на проведение необходимого объема работ по техническому обслуживанию, ремонту и закупке запчастей для эксплуатируемых судов выделяются в полном объеме.

Помимо флота, находящегося в эксплуатации и ближайшем резерве, пароходство продолжает содержать в отстое суда, которые нецелесообразно эксплуатировать из-за их неудовлетворительного технического состояния (находились в холодном отстое 3-5 и более лет и требуют колоссальных затрат на восстановление) или не востребованности в условиях современного фрахтового рынка (например, речные несамоходные лихтера).

Несмотря на то, что с 2012 года проводится активное списание таких судов, за 2014 год прямые и косвенные расходы на их содержание и обеспечение безаварийной стоянки подменными командами составили порядка 20 млн грн. Для минимизации этих расходов УДП требуется активная поддержка Министерства инфраструктуры в вопросе списания или реализации отстойных судов согласно проекту финансового плана.

Читайте также План спасения: как Украинское Дунайское пароходство сохранить на плаву

Довідка

Дмитрий Баринов со 2 июля 2014 года исполнял обязанности главы правления «Украинского Дунайского пароходства». Утвержден на должности руководителя УДП 17 сентября 2014 года.  Ранее Баринов работал в Черноморском морском пароходстве (1989–1994 годы), затем ушел в бизнес, возглавлял один из крупнейших производителей сахара в Украине — ООО «Инсахарпром-К.