Речное судоходство возвращается в моду. Министерство инфраструктуры Украины намерено вернуть грузы на реку, а глава ведомства Владимир Омелян озвучил планы по увеличению объемов грузоперевозок по Днепру до 30 млн тонн в год. Параллельно с Украиной возрождением речного судоходства также занялись Польша и Чехия.

У наших соседей намерения еще серьезнее. К примеру, поляки в течение 15 лет планируют вложить в реконструкцию водных путей около 15 млрд евро. У чехов планы гораздо амбициознее – построить судоходный канал, который соединит три моря: Черное, Северное и Балтийское. Речь идет о канале Одер – Дунай – Эльба. Именно на территории Чехии эти три реки максимально сближаются. Это и объясняет, почему эта страна больше других заинтересована в строительстве канала. В чем же его особенности?

Нюансы проекта

К слову, проект канала Одер – Дунай – Эльба для чехов далеко не новость. Еще в 14 веке чешский король Карл IV предложил соединить каналом Дунай и Влтаву, притоку Эльбы. В конце 19 века Министерство торговли Австро-Венгрии, частью которой тогда была Чехия, занялось изучением возможности строительства каналов, в том числе и Одер – Дунай – Эльба.

В 1901 году был принят закон о водных путях, предусматривающий, среди прочего, и строительство канала. Но этим планам помешала Первая мировая война. Впоследствии к проекту неоднократно возвращались, но он так и не был реализован. Об истории проектирования канала можно рассуждать очень долго, сейчас остановимся на его деталях.

Длина потенциального канала - 370 км. Он будет состоять из трех ответвлений: Одерское (98 км), Дунайское (118 км) и Эльбское (154 км).

В 2007 году чешская компания Atelier T-plan по заказу Министерства регионального развития Чехии провела детальный анализ проекта канала. Согласно исследованию, длина будущего канала составляет 370 км. Сам канал будет состоять из трех ответвлений: Одерское (98 км), Дунайское (118 км) и Эльбское (154 км). Эти ответвления должны соединяться вблизи города Пршеров. При этом ширина водного пути будет составлять 40 м. По каналу смогут передвигаться суда с осадкой до 2,8 м и шириной до 11,4 м. По прогнозам, через пять лет после запуска канала объем перевозимых по нему грузов достигнет 18-30 млн тонн за счет объединения грузопотоков, идущих по трем рекам.

554358-original1-91np7

Реанимация проекта

В этом году чешский президент Милош Земан решил реанимировать проект и поставил его на повестку дня. Весной он начал рекламную кампанию. Вначале Земан обсудил будущий канал со своими коллегами из соседних стран – Польши, Словакии и Австрии. Примечательно, что президент Австрии Хайнц Фишер, хоть и отметил важность проекта канала Одер – Дунай – Эльба для обеих стран, но все же назвал его утопией. "Каждый политик может иметь опасения по поводу долгосрочных проектов, потому что они будут в руках его последователей, а не его собственных. Но эти проекты и создают нашу экономическую историю, и я надеюсь, что все разумные мечты будут реализованы, потому что без мечты, жизнь скучна и серая. В политике нам нужны утопии", – заявил Хайнц Фишер. 

Президент Австрии , хоть и отметил важность проекта канала, но все же назвал его утопией.

Президент Польши Анджей Дуда выказал больший интерес к проекту. Польская сторона заинтересована в развитии судоходства на Одере и привлечении грузов к портам Щецин и Свиноустье. Однако, судя по дальнейшим событиям, официальная Варшава отдала предпочтение более рациональному проекту – в течение 4 лет восстановить судоходство на польском отрезке Одера, между Щецином и Вроцлавом. Словакия, в лице премьера Роберта Фицо, формально поддержала проект, но при этом заняла выжидательную позицию.

Не удивительно, что после прохладных заявлений своих коллег Милош Земан решил поискать партнеров в другом регионе. В конце марта Чехию посетил глава КНР Си Цзиньпин. Стороны договорились о сотрудничестве в проектировании. Прошло уже почти полгода, а серьезных подвижек в развитии проекта нет. Исключением можно назвать проведенный в июне тендер для определения компании, которая должна за 22,3 млн крон (более 0,8 млн евро) определить, стоит ли строить канал или нет. Победителем стал консорциум DOL, состоящий из компаний Vodní cesty, Sweco Hydroprojekt и Aquatis.

laba

Сложности проекта

Проект строительства канала Одер – Дунай – Эльба интересен своей задумкой, однако для его реализации есть ряд существенных помех.

Во-первых, Чехия не обладает достаточными финансовыми ресурсами для постройки канала. Именно по этой причине Милош Земан так активно привлекал внимание соседних стран и партнеров из Китая. Да, и в отчете Atelier T-plan говорится о необходимости привлечения средств ЕС. Точную цифру компания в исследовании не назвала, однако собрала подсчеты своих предшественников. Так, согласно данным 1992 года строительство канала обойдется в 3,7 млрд евро. Позднее, в 2004 году, эта сумма возросла до 8,1-8,8 млрд евро. Десять лет спустя в чешской прессе появилась другая цифра 400 млрд крон (более 14 млрд евро). В этом году Милош Земан и сторонники проекта не называли предварительных сумм. Как видим, вопрос финансирования остается открытым.

В 1992 году строительство канала оценивали в 3,7 млрд евро. В 2004 году - в 8,1-8,8 млрд евро.

Во-вторых, речное судоходство в Чехии перевозит не такие большие объемы, как, скажем, в Германии, чтобы проект окупился за несколько лет. Основной судоходной артерией страны является Эльба (Лаба), а точнее участок от немецкой границы до города Колин, а также часть ее притоки Влтавы. Максимальный объем речных перевозок в Чехии был зафиксирован еще в 1984 году – 9,1 млн тонн. С начала 1990-х показатели начали резко снижаться, и в 2003 – 2004 годах достигли минимума – 1,27 млн тонн. После этой даты объем речных перевозок вырос лишь до 2,2 млн тонн в 2007 году. Впоследствии этот показатель не подымался выше отметки 1,9 млн тонн. В последние годы грузопоток на реке показывал небольшой рост: в 2013 году – 1,62 млн тонн, в 2014 году – 1,78 млн тонн, в 2015 году – 1,85 млн тонн. Для сравнения, в 2015 году по железной дороге в Чехии было перевезено 97,2 млн тонн грузов.

И, в-третьих, такому грандиозному проекту есть несколько альтернатив. В 1992 году был запущен 170-километровый канал Рейн-Майн-Дунай, который посредством Дуная и Рейна соединил порты Черного и Северного морей. Таким образом, эта артерия частично дублирует канал Одер – Дунай – Эльба. К тому же, максимальный грузооборот канала был зафиксирован в 2000 году – 8,53 млн тонн. Это подтверждает, что вряд ли новый канал сможет быстро привлечь анонсированные 18-30 млн тонн грузов.

kkk

Еще одним конкурентом канала Одер – Дунай – Эльба является железная дорога, которая уже сейчас обеспечивает доставку грузов между тремя морями. Примером тому является частная чешская ж/д компания Metrans. Оператор обслуживает несколько контейнерных поездов между портами Северного (Гамбург, Бремерхафен, Роттердам), Адриатического (Копер, Триест) и Черного морей (Стамбул).

Да, помех для реализации проекта Одер – Дунай – Эльба предостаточно. Подождем, результатов исследования. Возможно, эксперты придут к другим заключениям. Как бы ни сложилось, можно быть уверенным, что чехи что-нибудь придумают. Изобретательности у них хоть отбавляй. К примеру, мало кому удается, не обладая выходом к морю, иметь свой причал в порту. А Чехия владеет несколькими причалами в порту Гамбурга еще с 1929 года. Быть может, президенту Милошу Земану стоит направить свою энергию в этом русле и развивать чешский морской порт в Германии.

Читайте также Болгарская мегастройка: сможет ли канал Дунай-Варна обойти Констанцу