Третий квартал выдался поистине жарким для тендерных комитетов "Укрзализныци". Но, к сожалению, жара проявилась не в активности заказчиков - филиалов ж/д компании, а в жалобах участников, чаще всего друг на друга. В результате, несколько десятков тендеров УЗ были отменены или заблокированы. Самыми болезненными потерями среди них оказались торги на закупку вагонов и дизтоплива. Эта тенденция появилась еще во втором квартале, когда провалились ряд торгов по закупке полувагонов. Но сейчас она приобрела катастрофические для "Укрзализныци" масштабы.
В июле-августе УЗ объявила несколько тендеров на закупку 2465 полувагонов общей стоимостью 2,99 млрд грн. К середине сентября большинство процедур были заблокированы жалобами участников. С закупками топлива ситуация оказалась еще более напряженной. "Укрзализныце" так и не удалось провести крупный тендер на 90 тыс. тонн, да и внедрение формульного ценообразования также было отложено до лучших времен. Но это не самое главное. В начале сентября ж/д компания столкнулась с дефицитом топлива, чем незамедлительно воспользовались нефтетрейдеры, которые вновь оказались лидерами нашего рейтинга.
"Трейд Коммодити", "Анвитрейд", "Элемент-Нафта" – 1,4 млрд грн (оценка)
Данный рейтинг мы начинаем необычно. На этот раз нам пришлось объединить трех крупнейших поставщиков - "Трейд Коммодити", "Анвитрейд", "Элемент Нафта" - в одну группу. Это вызвано отсутствием официальной информации о доходах этих трейдеров, поскольку в начале сентября из-за особых обстоятельств проводилась переговорная процедура. В середине августа стало ясно, что "Укрзализныця" провалила крупный тендер на закупку 90 тыс. тонн топлива. Новый руководитель ж/д компании Евгений Кравцов решил запустить 15 тендеров по 10 тыс. тонн. Но торги по ним должны состояться только в конце октября, а в начале сентября на железной дороге стали иссякать запасы топлива.
Поэтому 7 сентября "Укрзализныця" провела торги по переговорной процедуре на 60 тыс. тонн дизтоплива. Такой порядок предусмотрен законом "О публичных закупках" только в особых случаях. По данным Консалтинговой группы "А-95", предлогом для такого шага была названа угроза национальной безопасности, поскольку из-за нехватки топлива могли остановиться поезда и поставка грузов для военных. Как сообщил сайт enkorr, потенциальных участников известили о тендере за полчаса до его начала, поэтому не все желающие смогли поторговаться. В тендере приняли участие "Трейд Коммодити", ОККО, "Сокар", WOG, "Анвитрейд" и "Элемент-Нафта".
Победителями стали три компании: "Анвитрейд" выиграла поставку 20 тыс. тонн по цене 23150-23450 грн за тонну, "Трейд Коммодити" - 30 тыс. тонн по 23150-23200 грн за тонну и "Элемент-Нафта" - 10 тыс. тонн по 23200 грн за тонну. Точную сумму сделок "Укрзализныця" не оглашала. По словам Сергея Куюна, руководителя Консалтинговой группы "А-95", общий объем закупки составил 1,4 млрд грн. Даже предварительные подсчеты на основе средней цены 23200 грн за тонну позволяют отнести эти компании к трем крупнейшим поставщикам УЗ в третьем квартале. Компания "Трейд Коммодити" заработала, как минимум, 696,9 млн грн, "Анвитрейд" - 464 млн грн, "Элемент-Нафта" - 232 млн грн.
Читайте также Звездный час нефтетрейдеров: Крупнейшие поставщики "Укрзализныци" первой половины 2017 года
ООО "Крендлз" – 189,8 млн грн
В этом рейтинге компания "Крендлз" из Днипра является несомненным новичком. Предприятие, хоть и было основано в 2006 году, но в тендерах "Укрзализныци" начало участвовать только в апреле этого года. С того времени фирма "Крендлз" успела принять участие в 6 тендерах, но победила только в одном – на поставку 240 стрелочных переводов. На этом она заработала 189,8 млн грн.
"Крендлз" является только посредником - "Укрзализныце" она поставляет продукцию Днепропетровского стрелочного завода, который в 2015 году попадал в наш список крупнейших поставщиков железной дороги. Другой участник торгов - компания "Днипрозализнычпостачання" - также предлагала продукцию указанного завода. Изначально "Крендлз" предложила более высокую цену, чем конкурент, но в процессе торгов снизила ее. "Днипрозализнычпостачання" не уступил ни одной гривны и в результате проиграл.
Конечными владельцами "Крендлз" значатся шесть физических (Роман Бураков, Виктория Анпилогова, Алена Котова, Юрий Смык, Александр Величкин, Николай Красношлык) и одно юридическое лицо (ПАО "Закрытый недиверсифицированный венчурный корпоративный инвестиционный фонд "Инновация"). Среди бенефициаров особое внимание привлекает Юрий Смык. Согласно его электронной декларации (от 1 мая 2017 года), он является начальником отдела материально-технического обеспечения Дирекции "Автотранспочты" (транспортное подразделение ПАО "Укрпочта"). До этого Юрий Смык работал в ГП "Киевпассервис", в управлении которого находятся Центральный автовокзал Киева и 25 автостанций в Киеве и Киевской области. Также он работал в ГП "Служба международных автомобильных перевозок", а с июня 2009 по апрель 2010 года даже возглавлял Петриковскую РГА в Днепропетровской области.
Кременчугский сталелитейный завод – 182,5 млн грн
И вновь в наш рейтинг попал Кременчугский сталелитейный завод (КСЗ). Если в первом полугодии он заработал на тендерах "Укрзализныци" 203,7 млн грн, то в третьем квартале - 182,5 млн грн. Продукция, которую будет поставлять предприятие, уже стала традиционной - боковые рамы и надрессорные балки. Заказчиками выступают вагоностроительные заводы (Дарницкий, Стрыйский и Панютинский), а также Центр обеспечения производства "Укрзализныци".
На торгах КСЗ состязался с привычными соперниками – "Азовмаш", "Машбудинвест" и "Менорита". Примечательно, что две последние компании на тендеры выставляют продукцию КСЗ. Так что если завод и проигрывает некоторые лоты, то все равно остается в выигрыше. Напомним, что СМИ относят КСЗ к бизнес-группе Игоря Коломойского, хотя формально он принадлежит кипрским компаниям "Деисал лимитед", "Сертако Лимитед" и "Дифано Инвестментс Лтд".
"Азовмаш" – 143,6 млн грн
В июле - августе мариупольская компания "Азовмаш" подписала 17 контрактов на поставку трем вагоноремонтным вагонам "Укрзализныци" боковых рам и надрессорных балок. Общая сумма контрактов - 143,6 млн грн. Основным конкурентом предприятия был Кременчугский сталелитейный завод. Можно сказать, что оба завода практически поровну разделили между собой заказы "Укрзализныци".
"Азовмаш" будет поставлять продукцию производства "Азовэлектросталь" (также входит в группу "Азовмаш"). Отметим, что этот завод простаивал с 2015 года из-за близости к зоне боевых действий и потери заказов. В марте 2016 года акционеры группы инициировали банкротство нескольких подконтрольных предприятий. Сейчас холдинг переживает оживление. С апреля 2016 года ООО "Азовмаш" возглавляет Игорь Прасолов, экс-министр экономического развития и торговли (декабрь 2012 - февраль 2014). Конечным бенефициаром группы является Светлана Савчук, вдова Александра Савчука – создателя и руководителя промышленного холдинга до 2012 года.
"Технорейлгруп" – 128,3 млн грн
Компания "Технорейлгруп" в июле - сентябре подписала договоров на сумму 128,3 млн грн. На эти деньги фирма обязуется поставить пружины и вагонные рукава Панютинскому и Стрыйскому вагоноремонтному заводам. Своих производственных мощностей "Технорейлгруп" не имеет, поэтому будет снабжать "Укрзализныцю" деталями производства украинских (ООО "АрмаПром", ООО "Укртранспневматика", ПАО "Полтавский автоагрегатный завод") и российских предприятий (Московский тормозной завод).
"Технорейлгруп" существует с сентября 2016 года. За это время компания неоднократно побеждала в тендерах УЗ. В большинстве торгов "Технорейлгруп" соревновалась с компанией "Украинская большегрузная техника" (УБТ), которая является дилером Полтавского автоагрегатного завода.
"ІТ-Интегратор" – 61 млн грн
Компания "ІТ-Интегратор" работает на рынке ІТ-услуг с 2000 года, но в тендерах "Укрзализныци" начала участвовать только в августе 2016 года. В августе этого года фирма выиграла два тендера УЗ, благодаря чему заработала 61 млн грн. Первый тендер предполагает поставку за 5,3 млн грн источника бесперебойного питания львовскому отделению филиала "Главный информационно-вычислительный центр". Второй – это поставка 2749 единиц компьютерной техники (ноутбуки, рабочие станции, принтеры и пр.) для того же подразделения УЗ. Примечательно, что во втором случае поставщик снизил цену на этапе подписания договора - с 56,3 до 55,7 млн грн. Отметим, что клиентами "ІТ-Интегратор" являются аэропорт Борисполь, "Запорожсталь", "ОККО", "Кредобанк".
"Украинская машиностроительная техника" – 59,5 млн грн
В августе исполнился год с момент создания в Сумах фирмы "Украинская машиностроительная техника" (УМТ). В четвертом квартале 2016 года она уже попадала в наш список, теперь вновь повторила успех. В июле - сентябре УМТ заработала на поставках запчастей к вагонам 59,5 млн грн.
Во многих торгах компания соревновалась с другим посредником - фирмой "Украинская большегрузная техника" (УБТ), дилером Полтавского автоагрегатного завода. Но соперник УМТ не предлагал продукцию завода из Полтавы. Во многих тендерах предложения УМТ и УБТ совпадали, они предлагали продукцию одних и этих же предприятий, в том числе Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ, Россия).
УПЭК Трейдинг – 52 млн грн
В наш рейтинг попал еще один посредник - харьковская компания "УПЭК Трейдинг". Она входит в состав промышленной группы "УПЭК" Анатолия Гиршфельда, в наш рейтинг компания попадает во второй раз. В третьем квартале фирма заработала 52 млн грн на контрактах по поставке крышек люков и подшипников, которые изготавливаются на заводах группы "УПЭК" - Лозовском кузнечно-механическом заводе и Харьковском подшипниковом заводе. Это традиционная для компании продукция, которую она поставляет вагоностроительным заводам и закупочному филиалу УЗ.
В этот раз "УПЭК Трейдинг" опять использовала обкатанную схему, когда в тендере принимает участие аффилированный посредник. Во многих торгах компания соревновалась с другой фирмой - "Автотрансагентство". Напомним, что это предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и Харьковский подшипниковый завод группы "УПЭК".
Читайте также Закупки нуждаются в новых подходах – интервью с главой закупочного филиала "Укрзализныци"