"Укрзализныця" еще в конце 2018 года дала понять бизнесу, что и далее намерена повышать тарифы на грузоперевозки. Если в прошлом году компания прибегала к скрытым методам повышения своих услуг, то на 2019 год были анонсированы планы по внедрению автоматической индексации тарифов на перевозку грузов на уровень индекса цен производителей промышленной продукции. Провести такую индексацию в УЗ намерены четырежды за год: первый этап и повышение на 14,2% планировался на 1 февраля, но дату сместили на месяц, а, судя по последнему комментарию финдиректора УЗ, - она состоится в апреле. Последующие этапы индексации намечены на 1 мая, 1 августа и 1 ноября.

Министерство инфраструктуры Украины поддержало инициативу "Укрзализныци" - 15 февраля на сайте ведомства появилось сообщение об обнародовании приказа МИУ "О внесении изменений в Коэффициенты, применяемые к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги". Сообщается, что общественное обсуждение проекта приказа продлится месяц - до 15 марта. Но на момент написания материала количество пользователей, принимающих участие в обсуждении проекта, на сайте министерства было равно "0".

Вместе с тем, бизнес уже успел высказаться о том, что думает по поводу очередного повышения тарифов на ж/д грузоперевозки. Против - все: зерновики, металлурги, энергетики, пищевики.

Участники рынка отмечают, что с ноября 2017 года до конца 2018-го железнодорожные расходы всех грузоотправителей в Украине уже выросли примерно на 12 млрд грн, что было обусловлено индексацией регулируемого тарифа на железнодорожные перевозки и ростом стоимости использования вагонов собственности АО "Укрзализныця", а также частных владельцев железнодорожных вагонов. Только посредством увеличения стоимости собственных вагонов в 4 раза в течение одного года УЗ опосредованно повысила общие расходы грузоотправителей на перевозку ж/д транспортом на 7%. Теперь же, как отмечают в Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), бизнесу предлагается рост регулируемого железнодорожного тарифа на уровне 23% за год, что, по оценкам, увеличит затраты грузоотправителей на 11,7 млрд грн в ежегодном измерении.

В УЗ уверяют, что автоматическая индексация железнодорожного тарифа на индекс цен производителей деполитизирует процесс тарифообразования, делает его предсказуемым и открывает возможности для инвестиций в развитие компании.

"Если будет расти стоимость производства продукции, то также необходимым и резонным является параллельное повышение тарифов на перевозку до соответствующего уровня. Я считаю, что это вывод не только менеджмента "Укрзализныци", но и более широкого индустриального сообщества, потому что это придает процессу ценообразования предсказуемость", - заявил в недавнем интервью председатель наблюдательного совета АО "Укрзализныця" Шевки Аджунер.

Автоматическая индексация, фактически, исключает бизнес из дискуссии об увеличении железнодорожного тарифа и позволяет ж/д монополисту неограниченно увеличивать расходы грузоотправителей, - ЕБА

"Автоматическая индексация, фактически, исключает бизнес из дискуссии об увеличении железнодорожного тарифа и позволяет ж/д монополисту неограниченно увеличивать расходы грузоотправителей, как подвешивая регулируемый тариф, так и увеличивая стоимость услуг по пользованию вагонами "Укрзализныци", что автоматически увеличивать стоимость пользования вагонами частного парка", - заявляет, в свою очередь, бизнес-сообщество.

"Если механизм автоматической индексации тарифов на ж/д грузоперевозки будет внедрен, это может иметь далекоидущие негативные последствия злоупотребления монопольным положением со стороны АО "Укрзализныця", учитывая то, что в Отчете АМК Украины от 17.01.2019 года УЗ была признана 100% монополистом на рынке предоставления в пользование инфраструктуры, обеспечивающей движение железнодорожного транспорта и на рынках перевозки грузов железнодорожным транспортом и услуг магистральных локомотивов, именно на которые и предлагается автоматическая индексация тарифов", - говорится в письме компаний-членов Ассоциации на имя вице-премьер-министра, министра инфраструктуры, глав правления и набсовета УЗ.

Грузоотправители и компании-операторы акцентируют внимание на том, что при подготовке приказа МИУ не было проанализировано влияние предложенного повышения на объемы перевозок "Укрзализныци", обращая внимание на ежегодное падение объемов грузоперевозок по железной дороге и рост объема перевозок автомобильным транспортом. Так, отмечается, что в 2018 году "Укрзализныця" перевезла на 18 млн т грузов меньше, чем годом ранее, в то время как автомобильным транспортом в 2018 году перевезено на 9 млн т больше, чем в 2017-м. 

Инвестиционная составляющая, которую в проекте приказа об автоматической индексации предлагается включить к проценту роста железнодорожного тарифа, также не может быть основанием для увеличения железнодорожных расходов. Ведь в 2018 году "Укрзализныця" освоила только 63% запланированных инвестиций - при плане 26,9 млрд грн фактическое освоение составило лишь 16,9 млрд грн.

Но кроме этих аргументов, у представителей различных отраслей экономики, чья деятельность связана с перевозками по железной дороге, есть и свои доводы против автоматической индексации.

Зерновики

В ТЭП "Вертикаль" считают, что еще одно повышение тарифов на железнодорожные перевозки приведет к еще большему оттоку зерновых на автомобильный транспорт. "Увеличение стоимости железнодорожного тарифа - не есть увеличение объемов перевозки. У нас с прошлого года наблюдается уже тенденция к уменьшению объемов зерна, которое перевозится по железной дороге. И если сейчас будет повышение, которые декларирует УЗ на уровне 25%, то будет прямая корреляция на уменьшение объемов и переход на автомобильный транспорт”, - отмечает генеральный директор компании Олег Бурлаченко. 

По его словам, в ТЭП "Вертикаль" в этом сезоне впервые считали ставки на железнодорожные перевозки из расчета автомобильных. "Такого никогда не было. И без особых повышений тенденция такова, что разные по типу перевозки считаются одинаково. Это неправильно. Потому что автомобиль едет сутки, а железная дорога может и 20 суток ехать. Это совершенно не сопоставимо", - возмущается Бурлаченко.

Еще одно повышение тарифов на железнодорожные перевозки приведет к еще большему оттоку зерновых на автомобильный транспорт, - Олег Бурлаченко.

Заместитель директора по логистике компании "Дельта Вилмар" Валерий Ткачев говорит, что последствия от индексации будут двойными. Из положительного - это добавит прогнозируемости в тарификации перевозок грузов, зерна, в частности (зерновики, по его мнению, смогут примерно спрогнозировать ж/д тарифы, правда, очень приблизительно); УЗ сможет прогнозировать поступление средств от грузовых перевозок, планировать модернизацию своих основных средств. Из отрицательного - это удар по многим экспортоориентированным отраслям экономики Украины - возможно снижение экспортных отгрузок; для зернового рынка - это очередное повышение стоимости транспортировки зерна по железной дороге, которое будет съедать маржинальность производства сельхозпродукции в Украине и за все заплатит в конечном итоге аграрий.

"В этом контексте надо учитывать, что зерновые грузы это всего 10-11% от общего объема транспортировки грузов железной дорогой. Поэтому считаю важным в целом разобраться с тарификацией перевозки различных классов грузов. Внутри номенклатуры грузов УЗ имеются дотационные грузы, то есть за их транспортировку доплачивают другие классы грузов (в том числе и зерновые грузы покрывают для УЗ стоимость транспортировки внеклассных грузов и т.д.). Необходимо разобраться, сколько платят предприятия ГМК, угольщики или строители за транспортировку своих грузов по ж/д, и сопоставить эти цифры. На сегодня, мне кажется, УЗ воспринимает зерновой рынок как основного донора для роста тарифов", - говорит Ткачев.

Несколько ранее по поводу автоматической индексации ж/д тарифов высказались в Украинской зерновой ассоциации. Там уверены, что инициатива "Укрзализныци" может привести к подорожанию зерна, ведь зернотрейдеры будут закладывать риски по логистике в закупочные цены.

"Для нас очень важно планировать и понимать, во сколько обойдется логистика в сентябре, октябре, ноябре. Не зная точных размеров тарифов, нельзя прогнозировать и цену для форвардных контрактов. Таким образом, зернотрейдеры будут закладывать риски по логистике в закупочные цены, а это приведет к снижению рентабельности при производстве зерна", - заявил глава УЗА Николай Горбачев.

"Справедливый тариф сформируется только при наличии конкуренции, а для этого необходимы проекты государственно-частного партнерства и либерализация локомотивной составляющей. Только рынок сможет отрегулировать размер тарифов до нормального уровня рентабельности, обеспечивающей доходность", - отметил Горбачев.

Металлурги

Представители металлургической отрасли считают, что введение автоматической индексации тарифа на грузоперевозки на индекс промышленных цен приведет к дополнительному росту затрат для промпроизводителей на 12,7 млрд гривен.

Цены продукции, производимой предприятиями ГМК, прямо зависят от мировой конъюнктуры. Несмотря на рост затрат, в частности, на грузоотправку, производители не могут повысить цены, потому что их продукцию не станут покупать, - Сергей Беленький. 

"Дополнительные затраты на грузоотправку снижают конкурентноспособность украинских производителей. В частности, цены продукции, производимой предприятиями ГМК, прямо зависят от мировой конъюнктуры. Несмотря на рост затрат, в частности, на грузоотправку, производители не могут повысить цены, потому что их продукцию не станут покупать. Соответственно, если благоприятной конъюнктуры не будет, а цены на мировом рынке уже снизились в сравнении с 2018 годом, производителям придется сокращать инвестпрограммы, что в краткосрочной перспективе приведет к снижению объемов производства, сокращению темпов модернизации. Что даст снижение объемов производств и сокращение поступлений валютной выручки в страну. А производителям придется отказаться от амбициозных планов по повышению зарплат в отрасли, это еще больше усилит проблему трудовой миграции, из-за которой отрасль продолжает терять квалифицированные кадры. В отдельных отраслях будут останавливаться целые предприятия, в других будет сокращаться рентабельность. В конечном итоге те темпы роста экономики и ВВП, которые планировал Кабмин, будут существенно замедлены, потому что все отрасли будут работать на то, чтобы решить проблемы, которые возникнут у УЗ", - заявил ранее председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

"Привязка к индексу цен производителей не обоснована ни логически, ни экономически. Структура себестоимости УЗ совершенно не совпадает с наполнением индекса. Например, больше половины себестоимости - это зарплаты, административные расходы и т.д. То есть, драйверы расходов УЗ совершенно другие. 

Грузоотправители категорически против автоматической индексации.  Рынок заинтересован в прогнозируемости, но автоматическая индексация, тем более на индекс цен производителей, не дает ответа на этот запрос. Более того, ранее говорилось о корзине индексов. Но это тоже не отражает динамики внутри тарифа. Например, доля заработной платы в расходах УЗ существенно менялась в структуре расходов и достигла 51%. В других странах этот показатель намного ниже. Для примера, Польша - 32%, Чехия - 36%, можно предположить, что структура себестоимости будет меняться, если УЗ будет повышать свою эффективность. Поэтому даже корзина индексов - это не ответ на вопрос. Самое важное - это создание независимого регулятора. Тогда можно разработать методику тарифообразования, установить экономически обоснованные тарифы, которые должны покрывать текущие расходы УЗ, инвестиции, долю прибыли и плюс должен быть механизм, который будет стимулировать УЗ эти расходы сокращать", - отметил в комментарии ЦТС президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков. 

"И самая главная задача - в самой УЗ еще масса возможностей по улучшению своей эффективности, то есть сокращению расходов. Они сами говорят об рационализации своей сети. У них больше 50% путей возят менее 1% грузов. Больше 50% станций переваливают меньше 3% грузов. Нам такая чрезмерная инфраструктура УЗ, по крайней мере грузовая, не нужна", - добавил он.

Угольщики

В Профсоюзе работников угольной промышленности Украины назвали автоматическую индексацию тарифов "Укрзализныцей" ущемлением интересов угольной отрасли и инициативой, которая нанесет ущерб угольным предприятиям. "Захотелось поднять, и повышают тарифы. А ведь такие решения должны приниматься взвешенно, обдуманно, с приглашением экспертов и профсоюзов, и на таком совещании нужно обсуждать подобные инициативы. У нас и так уголь неконкурентоспособен, а с такими решениями вообще грозит отрасли гибель", - посетовал Председатель Центрального комитета Профсоюза Виктор Турманов.

"Они (УЗ) создают для себя лучшие условия, не обращая на всех остальных субъектов рынка никакого внимания. Должна быть сбалансированная политика по транспортным перевозкам. У госшахт сегодня и так нет денег - ни на зарплату, ни на развитие, а тут еще и тарифы на перевозки. Мы категорически против", - подчеркнул Турманов.

Пищевики

Представители пищевой отрасли также говорят, что от автоматической индексации тарифов ничего хорошего они не ждут.

"Это, фактически, убивает экспорт пищевой промышленности с учетом транзитной войны с Россией, которая незаконно блокирует транзит по своей территории, закрывая украинской продукции доступ на рынки Центральной Азии", - говорит глава ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк.

"Все это негативно влияет на торговое присутствие украинской продукции на рынках. Только кондитерский экспорт за 4 года уже потерял 60 тыс. т", - добавил он.

По мнению Балдынюка, право УЗ автоматически индексировать тарифы на ж/д грузоперевозки на индекс цен производителей промышленной продукции негативно скажется как на бизнесе, так и на экономике в целом.

Читайте также Гарантированные перевозки: Что даст новая услуга "Укрзализныци"