Virgin Trains - компания, управляющая бизнесом по железнодорожным перевозкам в структуре британской Virgin Group - теряет франшизу на перевозки по главной железнодорожной ветке Западного побережья Великобритании West Coast Mainline.  Вместо нее право оперировать этой линией будет передано крупнейшему британскому оператору, компании FirstGroup. Разочарованный миллиардер сэр Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin, уже заявил, что его компания почти наверняка воздержится от дальнейшего участия в тендерах на право получения железнодорожных франшиз.

Горькое разочарование Virgin Rail оперировала франшизой по Западному побережью с 1997 года - со времени приватизации Британских железных дорог. По словам сэра Брэнсона, потеря маршрута стала огромным разочарованием для него, ведь плата, предложенная компанией за франшизу, была с его точки зрения реалистичной. "Мы не хотели рисковать, подписываясь на почти верное банкротство, которое настигло бы нас в какой-то момент оперирования франшизой. Как это случилось, к примеру, с GNER (Great North of England Railway), которая переоценила главный маршрут Восточного побережья", - приводятся слова Брэнсона в официальном заявлении компании. "В самом деле, это обидно. Мы привыкли к Virgin ", - добавил он.

Три года назад британское правительство лишило National Express права на франшизу по оперированию на Восточном побережье за ее неспособность осуществить выплаты, оговоренные в контракте. "К сожалению, правительство предпочло пойти на тот же риск с FirstGroup. Остается лишь надеяться, что компании удастся сохранять маршрут прибыльным на протяжении многих лет, чтобы иметь возможность оплачивать франшизу и не обанкротиться", - добавил сэр Ричард.

Кроме того, представитель Virgin Rail заявил, что процесс отбора получателя франшизы, организованный правительством, не был безупречным, и что Virgin вряд ли будет подавать заявки на участие в подобных конкурсах в дальнейшем. "Процесс слишком дорогой и непредсказуемый. Мы дважды делали вполне реалистичные предложения по франшизе восточной линии, однако транспортный департамент отверг их как абсолютно нереальные. Поэтому нам еще придется дважды подумать прежде, чем обращаться туда с новыми заявками", - сокрушается британский миллионер.

Сэр Брайан Саутер, глава франчайзингового партнера Virgin, компании Stagecoach, отметил, что его  "поражение Virgin в борьбе за франшизу горько разочаровало". "После 15 лет работы трудно себе представить Западное побережье без бренда Virgin", - отметил он.

Больше мест Маршрут West Coast Mainline обслуживает в год 31 млн пассажиров, которые путешествуют между Лондоном, Западным Мидлэндом, Северо-Западом и Северным Уэльсом, а также по Центральному Поясу Шотландии.

Как заявили в  FirstGroup, компания для работы на маршруте Бирмингем-Глазго представит 11 новых шестивагонных электропоездов, рассчитанных на скорость 125 миль в час, а также обеспечит большее количество прямых сервисов. Помимо этого поезда Pendolino с наклонным кузовом, которые ранее были представлены компанией  Virgin, увеличат провозные емкости на данной линии до 28 тыс. посадочных мест в день.

В правительстве утверждают, что новые поезда FirstGroup добавят еще 12 тыс. мест в день на маршрутах Западного побережья, начиная с 2016 года. Исполнительный директор FirstGroup Тим О'Тул заявил, что заключенная сделка принесет выгоду как компании, так и общественности. "Наше предложение оказалось выгодным для налогоплательщиков, поскольку мы предлагаем высокий уровень выплат правительству, основываясь на устойчивом росте количества пассажиров и доходов благодаря эффективному использованию имеющихся мощностей", - сказал представитель компании.

И больше платежей First West Coast утверждает, что она вернет правительству 5,5 млрд фунтов стерлингов (около 8,6 млрд долл.) в текущей стоимости денег за время действия договора о франшизе. Предположительно это существенно больше, чем сумма, предложенная Virgin Rail, которая на 49% принадлежит другой транспортной компании, Stagecoach. В своем заявлении Stagecoach сообщила, что ее предложение в конкурсе на получение франшизы потерпело поражение из-за того, что "FirstGroup предложила значительно более высокие взносы" Транспортному Департаменту.

По данным транспортного корреспондента BBC Ричарда Весткотта, франшиза на Западное побережье - лишь первое из нескольких крупных предложений по железнодорожным маршрутам, которые планируется передать в управление в ближайшие несколько лет. Поэтому правительство озадачено тем, чтобы заключить исключительно выгодные сделки. В то же время обеспокоенность экспертов вызывает слишком большая сумма, которую FirstGroup обязалась заплатить за франшизу.

"Существует множество примеров того, как правительство подписывало достаточно амбициозные контракты, однако в течение короткого периода времени инвесторы оказывались не готовы выполнить обязательства и выходили из этих договоров даже без какого-либо существенного наказания", - говорит Стефан Глейстер, профессор Лондонского высшего колледжа транспорта и инфраструктуры.  "Это очень неудовлетворительная ситуация с точки зрения интересов общественности", - добавляет он.

Согласно условиям контракта, подписанного с FirstGroup, компания будет обязана заплатить 265 млн фунтов стерлингов (около 415 млн долл.) штрафа в случае, если договор окажется расторгнут досрочно, или платежи не будут внесены согласно графику.

Строгие условия выдвинули и профсоюзы. Генеральный секретарь Профсоюза железнодорожных, морских и транспортных работников (RMT) Боб Кроу заявил: "Пусть они не сомневаются, что  мы поднимем мощную  промышленную, политическую и общественную кампанию с целью пресечь любые попытки дискриминации членов нашего союза или ущемления тех услуг, которые они предоставляют пассажирам".

Много сомнений Частая смена правительств негативно сказалась на эффективности выдаваемых железнодорожных франшиз. В некоторых случаях операторы проваливали подписанные контракты и оказывались неспособными выплачивать оговоренные платежи правительству. Так случилось, к примеру, с зарегистрированной на Бермудах Sea Containers, а также с National Express - операторами, последовательно управлявшими главной линией Восточного побережья. В итоге в прошлом году маршрут был временно возвращен в собственность государства.

Во многих других случаях компаниям удавалось расплачиваться с правительством, однако сами они терпели убытки. Судя по тому, что известно о схеме поддержки доходности операторов, государство принимает на себя 80% их убытков. Так что как поезда Восточного Мидлэнда, оперируемые Stagecoach, так и поезда группы Arriva (Уэльс) субсидируются за счет налогоплательщиков. То же самое касается и поездов FirstGroup, которыми она оперирует на Большом Западном направлении.

Тем не менее, в соответствии с новыми подписанными договорами, компании не будет предложена эта опция. Вместо этого она должна будет вернуть обратно право на франшизу, которое может быть повторно продано правительством через конкурс.

Это поднимает ставки для FirstGroup. "Экономисты уже открыто заявили, что если FirstGroup потерпит здесь неудачу, то это убьет группу. Я знаю людей, которые сделают большие ставки на это", - заявил Тони Майлз, редактор рубрики журнала Modern Railways.

Экономические условия уже ухудшились с тех пор, как FirstGroup подала свое предложение на получение франшизы. Тогда прогнозировался экономический рост на уровне 0,3%, а сейчас правительство заявило, что ожидается стагнация.

Инвесторы FirstGroup также не вполне одобрительно отнеслись к данной сделке. Акции компании после объявления результатов конкурса потеряли в цене 7%, в то время как акции партнера Virgin Rail, компании Stagecoach выросли на 2%.

BBC, перевод Екатерины Гребеник

Читайте также Железнодорожная реформа в Великобритании: работа над ошибками

62285220_west_coast_route_map_464