Авиалинии, железнодорожные перевозки, полеты в космос и изучение дна океана - далеко не полный список успешных проектов британского миллиардера, сэра Ричарда Брэнсона. При этом размытая грань между бизнесом и хобби, ставка на силу бренда и редкая личная харизма – не единственные составляющие его успеха. Побольше рекламы, немного эпатажа, хитрости и умения заводить нужные связи, говорит пример Брэнсона, в бизнесе также далеко не повредит.
"Грязные штучки" Ближе к обеденному перерыву сэр Ричард Брэнсон входит в клубный номер нью-йоркского SoHo Grand Hotel, объявляя о том, что уже закончил свой завтрак. Горшечные пальмы, диванные подушки с леопардовым принтом и портреты Питера О'тула и Шона Коннери вполне вписываются в образ этого человека – плейбоя, дельтапланериста, кайтсерфингиста, любителя гонок на скоростных лодках, пилотирования аэростатов и, судя по всему, поздних утренних подъемов. И все это не смотря на свои 62.
У сэра Ричарда выдались прекрасные две недели. На выходных было объявлено о том, что принадлежащая ему Virgin Money планирует повторное участие в конкурсе на покупку филиалов Royal Bank of Scotland, которые были проданы испанской Santander - только для того, чтобы препятствовать сделке.
Это случилось уже после того, как Брэнсон вышел победителем из затруднения с британскими властями, которые решили отнять у Virgin Group контракт на обслуживание железнодорожной пассажирской линии между Лондоном и Глазго. Из-за выявленных в ходе процедуры отбора "неприемлемых недостатков", вследствие которых контракт отдали конкурентам из FirstGroup, Брэнсон оказался в уже привычной для себя роли жертвы несправедливости. Теперь тендерная процедура должна начаться заново, и сэр Ричард, тот еще конъюнктурщик, уверен, что в этот в этот раз Virgin одержит победу. "Это будет совершенно несправедливо если люди, которые пытались обхитрить систему, получат то, чего добивались. Их предложение было совершенно нелепым", - заявляет он.
Как именно Брэнсону удалось склонить на свою сторону Транспортный департамент – остается загадкой.
Напомним, Virgin Rail получила зеленый свет на эксплуатацию главной железнодорожной линии Западного Побережья Великобритании как минимум на последующие 9 месяцев. Предыдущая франшиза компании на оперирование линией истекает в декабре. В понедельник Транспортный департамент объявил, что таковым стало временное решение, которое призвано удовлетворить спрос на популярный среди британцев маршрут до сентября 2013 года (при необходимости срок продления может составить 13 месяцев). По истечению этого срока будет проведен открытый конкурс с привлечением всех желающих, которые смогут побороться за получение франшизы на более продолжительное время.
Таким образом, власти решили легализировать свое решение о возвращении Virgin Rail на линию после того, как она проиграла проведенный в октябре тендер компании FirstGroup. Правительству пришлось аннулировать результаты конкурса в связи с протестом Virgin. В компании заявили, что транспортный секретарь, Джастин Грининг, принял "незаконное" и "иррациональное" решение с точки зрения законов ЕС, отдав франшизу на оперирование линией FirstGroup.
Предложение FirstGroup, которая оказалась готова заплатить за франшизу 13 млрд фунтов стерлингов (20,6 млрд долларов), стало на 2 млрд фунтов выше цены, предложенной Virgin. У оппонентов это вызвало недоумение относительно того, насколько оптимистично победившая компания оценивает развитие рынка. В Virgin даже намекнули на то, что FirstGroup будет не под силу справиться с взятыми на себя обязательствами, и ее ожидает финансовый крах.
Как именно Брэнсону удалось склонить на свою сторону Транспортный департамент – остается загадкой. Официально было объявлено, что правительство обнаружило ошибки в ходе проведения конкурса, поэтому он должен быть объявлен повторно. Пока же Virgin будет эксплуатировать линию на правах последнего обладателя франшизы.
Сэр Ричард играет в подобные игры уже много лет. Начиная со времен, когда он еще мелким предпринимателем бросил школу в возрасте 16 лет ради запуска собственного студенческого журнала (первый успешный бизнес-проект Брэнсона) и продажи дисков почтовыми заказами, и заканчивая "pr-войнами" его авиакомпании Virgin Atlantic с British Airways, практиковавшими всевозможные "грязные штучки" в ранних 1990-х.
Ричард Брэнсон со своими битвами, по его собственным словам, заслужил репутацию "авантюриста, ненавидящего путы", а еще – шоумена, который обожает внимание публики.
Под зонтиком бренда Перечисляя свои последние рискованные проекты, он ни на одном не задерживается надолго. В США Брэнсон проездом на пути в Виннипег (Канада), где осуществляется запуск радиостанции, и в Коста-Рику, где правительство запретило охоту на акул благодаря лоббистским усилиям Ocean Elders, гуманитарной организации созданной Брэнсоном совместно с Королевой Иордании Нур, основателем CNN Тэдом Тернером и некоторыми другими волонтерами.
За четыре десятилетия Virgin создала почти 400 компаний. Из сотни "живых" – от сети тренажерных залов Virgin Active в Южной Африке до Virgin Mobile Chile. Но основатель корпорации около 80% своего времени тратит на те проекты, которые не приносят ему прибыли. Их список достаточно длинный, включая Elders (гуманитарное общество, среди известных членов которого - Джимми Картер и Кофи Аннан), B Team (основана совместно с Йоханом Цайтцом, главой Puma, ради использования плодов капитализма для общественного благополучия) и Глобальная комиссия по наркотикам (подвергает переоценке результаты войны против наркотиков).
"Мы используем наши предпринимательские навыки, наше имя и связи для того, чтобы эти вещи делались", - сэр Ричард использует множественное число, не смотря на то, что говорит о себе. Подобные непрофильные компании являются "двигателем Virgin", и в этой деятельности занято около 60 тыс персонала. А также они необходимы для повышения стоимости бренда Virgin, который объединяет столь разные направления активности.
Свое время я трачу на "тушение пожаров", а также запуск новых проектов, говорит Брэнсон. В настоящий момент миллиардер сфокусирован на сфере коммуникаций и развлечений. К примеру, пользуясь своей широкой сетью неформальных контактов – начиная от сэра Джулиана Хорн-Смита, бывшего топ-менеджера Vodafone, до Оманской инвестиционной группы, - он зарабатывает почти 100 млн долларов на коммуникациях, которые вкладывает в развитие Virgin Mobile в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
Для завоевания новых рынков Virgin Mobile активно использует модель виртуального оператора сотовой связи (оператор, использующий существующую инфраструктуру другого оператора, но продающий услуги под собственной маркой). "Сила бренда позволяет осуществляться и другим вещам – даже в тех сферах, где о нас знают немного", - говорит Брэнсон. К примеру, запуск полетов в Ванкувер с Virgin Atlantic должно поспособствовать лучшему знакомству с брендом в целом на канадском рынке.
В поле зрения сэра Ричарда вернулась и музыка. Двадцать лет назад он продал звукозаписывающий лейбл Virgin Records, клиентами которого были легендарные Майкл Олдфилд и Sex Pistols, медиагруппе EMI. Но когда Universal Music пожелала выкупить EMI, он подал ответную заявку, чтоб получить актив обратно. И потерпел неудачу, однако пока надеется на то, что ему удастся договориться с Universal о том, чтоб оживить лейбл, который, по его словам, "чахнет на глазах".
Музыкальные фестивали, которые выросли из бренда Virgin Radio в Великобритании и США, воодушевили задуматься о развитии направления концертного бизнеса. Его первым проектом в этой сфере станет серия концертов к 50-летней годовщине Rolling Stones. «Ходят слухи, что мы претендуем на неплохой улов», - улыбается Брэнсон.
Сэру Ричарду придется заходить на рынок, где сейчас доминируют LiveNation и AEG. Но он уверен, что бренд Virgin будет работать и здесь.
Космос на ланч Стоимость бренда Virgin неясна. Он не принимает участие в рейтинге топ-100 мировых брендов от Interbrand или Millward Brown Optimor, хотя, как уверяет сэр Ричард, имеет вполне конкретную коммерческую цену. Когда радиостанции от Франции до Таиланда эксплуатируют имя Virgin, по словам Брэнсона, «они набирают сумасшедшую популярность даже в случае, если ничего не делают».
Bloomberg и Forbes подсчитали, что состояние сэра Ричарда составляет более 4 млрд долл., хотя он не раскрывает полной информации о финансах Virgin.
Доходы от бизнесов под брендом Virgin превышают 13 млрд фунтов стерлингов в год. Но так как многие из них являются совместными предприятиями, Virgin получает меньшую долю. Скажем, 50 млн фунтов стерлингов поступает от лицензии на эксплуатацию бренда от Virgin Media и Virgin Active.
Сэр Ричард – рекордсмен по продаже пакетов акций ради финансирования новых проектов и вкладыванию минимальных сумм средств в совместные предприятия. Вилбур Росс, американский финансист, вложил в пять раз больше тех 50 млн фунтов стерлингов, которые внесла Virgin, для покупки британского банка Northern Rock. "Если мы захотим организовать бизнес на путешествиях в космос, в поисках финансирования я пойду на Ближний Восток. Там есть множество компаний, которые хотят эксплуатировать бренд Virgin и счастливы будут профинансировать любые проекты", - утверждает бизнесмен.
Однако космос уже вышел за рамки категории грез. После Нью-Йорка один из запланированных визитов – в Вашингтон, где, как утверждает Брэнсон, "на ланч у нас немного космоса, и мы планируем заработать 400 тысяч долларов в ходе одной лишь беседы". "Космос на ланч" обозначает Virgin Galactic, которая планирует продавать суборбитальные космические полеты за 200 тысяч долларов с нового космодрома в Мексике. "Я буду очень разочарован, если мы не выберемся на орбиту до конца следующего года", - говорит он.
В то же время Virgin Oceanic тестирует свою первую субмарину, с помощью которой компания планирует исследовать самые глубинные 7-мильные впадины Атлантики. Это будет следующим большим приключением, в данный момент субмарина проходит тесты по давлению. "Думаю, в следующем году станет возможным и то, и другое – мы пройдем путь из самых глубин океана в открытый космос", - уверен миллиардер.
По материалам Financial Times, перевела Екатерина Гребеник