Грузинская железная дорога, которая считается одной из самых прибыльных в мире, обнародовала масштабные планы на будущее. В скором времени предприятие собирается стать первой государственной монополией, которая выйдет с публичным размещением на Лондонскую фондовую биржу.
Генеральный директор компании Иракли Эзугбая сообщил, что средства, полученные от размещения акций, которое ориентировочно состоится в мае, будут направлены на развитие инфраструктуры Кавказа. По его словам, точная дата выхода на биржу, в ходе которого железные дороги предложат инвесторам 25% уставного капитала в виде глобальных депозитарных расписок, будет зависеть от ситуации на рынке.
Напомним, что на Лондонской бирже уже торгуются акции двух железнодорожных операторов с постсоветского пространства - Globaltrans - частная российская компания - и "Трансконтейнер" - российское государственное предприятие. А Грузинская железная дорога станет первой государственной железнодорожной монополией, в руках которой сосредоточены и инфраструктура, и грузовые, и пассажирские операции, разместившей свои акции на зарубежных торговых площадках.
Компания позиционирует себя как единая неделимая структура наподобие таких североамериканских гигантов, как Union Pacific и CSX.
Иракли Эзугбая сообщил, что компания позиционирует себя как единая неделимая структура наподобие таких североамериканских гигантов, как Union Pacific и CSX. Эти предприятия имеют собственные пути, локомотивы и вагоны и не практикуют разделение инфраструктуры и операционной деятельности, как это традиционно происходит в Европе.
"Мы пришли к выводу, что именно такая стратегия ориентирована на успешный рост железной дороги", - сказал Эзугбая.
Прибыльность компании полностью зависит от транспортировки грузов, в частности, потока нефти из Азербайджана и Казахстана в направлении Западной Европы. По данным Грузинской железной дороги, около 95% ее доходов за прошлый год в размере 276 млн долл. принесли именно грузоперевозки. Прибыль до налогообложения составила 156 млн долл., чистая прибыль - 104 млн долл. Рентабельность по EIBDTA в 2011 году достигала 54,4% и оказалась одной из самых высоких в мире.
Как отметил Иракли Эзугбая, компания прошла пятилетнюю реструктуризацию для того, чтобы полностью уйти от советского стиля управления. И теперь, по его словам, организационная структура направлена на максимизацию прибыли.
Другие железнодорожные предприятия из бывшего СССР, котирующиеся на Лондонской бирже, полностью зависят от РЖД, которая владеет инфраструктурой и обеспечивает доступ к ней, а также владеет локомотивным парком. А стоимость ее услуг регулируется нормативными актами.
Однако Грузинская железная дорога станет необычным примером государственной монополии, которая, тем не менее, имеет право самостоятельно устанавливать плату. Такая позиция, по мнению руководителя предприятия, повысит его привлекательность в глазах инвесторов.
"Это вызовет большой интерес у частных акционеров", - сказал он.
Перевод Максима Арсланова, по материалам FT
Читайте также "Железнодорожная реформа в России: дороги без дураков"