Приватизация почтовых операторов становится общемировым трендом. Больше остальных в этом преуспели европейские государства. Первопроходцем можно назвать Германию. Deutsche Post была приватизирована еще в 1995 году. Затем были приватизированы почтовые службы еще ряда европейских стран, в том числе Бельгии, Великобритании. Совсем недавно, в октябре, на биржу вышла Почта Италии (Poste Italiane).

Теперь настало время Азии. Если Китай раздумывает над разгосударствлением своей почтовой службы, то Япония уже решилась на этот шаг. 4 ноября в Токио состоялось наибольшее IPO за всю историю торгов и самая крупная приватизация в Японии с 1987 года.

Читайте также Коррида на 4 миллиарда: как продают крупнейшего аэропортового оператора в мире

Почта до биржи О приватизации почтовой службы в Японии говорят уже десять лет. Впервые эту идею выдвинул премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми в 2005 году. Тогда им двигало стремление сократить государственный долг. Еще в 1997 году соотношение государственного долга и ВВП перевалило за 100%, в 2005 году этот показатель уже равнялся 170%.

Примечательно, что сам Коидзуми в 1990-х возглавлял Министерство почты и коммуникаций. Именно его кабинету выпало провести реформу почтовой сферы в середине 2000-х. В результате реформ Japan Post была преобразована в большой государственный холдинг, который занимается не только почтовыми, но и финансовыми услугами, а также страхованием. Была создана материнская компания – Japan Post Holdings, а также три дочерние – Japan Post (почтовые услуги), Japan Post Bank (финансовые услуги), Japan Post Insurance (страхование). Тогда Дзюнъитиро Коидзуми собирался приватизировать государственный холдинг, но в парламенте оказалось слишком много противников.

Нынешним правительством Синдзо Абэ руководят подобные мотивы. В прошлом году соотношение государственного долга и ВВП составило 227%. Это наивысший показатель среди развитых стран. Несмотря на это, Japan Post накануне дебюта на бирже сделала необычный шаг. В феврале холдинг приобрел за 4,6 млрд долларов австралийскую логистическую группу Toll Group, оперирующую в 33 странах мира. Таким образом, Japan Post стала еще и логистической компанией, что добавило ей плюсов в глазах инвесторов.

Низкие цены должны были привлечь простых людей инвестировать свои сбережения в экономику страны. Такая стратегия сработала. 

Но и до покупки Japan Post выглядела неплохо. В целом, чистая прибыль материнской компании Japan Post Holdings во втором квартале 2015 года составила 217,1 млрд йен (1,7 млрд долларов). Основная часть этой суммы была обеспечена банком Japan Post Bank – 181,7 млрд йен (1,5 млрд долларов), остальная часть – страховой компанией Japan Post Insurance. А вот почтовый оператор является исключением. Japan Post с 2009 года не вылезает из убытков, во втором квартале 2015 года они достигли 38,6 млрд йен (0,3 млрд долларов).

Еще одной особенностью Почты Японии можно назвать масштабы. Во-первых, холдинг является наибольшим работодателем в Японии. Почтовая компания Japan Post имеет 24464 отделений по всей Японии. Все 116 банков страны обладают только 13763 отделениями (данные за март 2015 года). А на счетах Japan Post Bank хранится порядка 1,5 трлн долларов депозитов. Это наибольший показатель среди банков Японии. Не удивительно, что почтовая группа в целом была оценена в 1,44 трлн йен (11,5 млрд долларов). Именно эту сумму правительство и рассчитывало получить в результате торгов.

Горячка на торгах Но только в первый день, 4-го ноября, стоимость акций компаний почтового холдинга значительно увеличилась. Так, акции Japan Post Insurance выросли в цене на 77%, Japan Post Bank – на 22%, а Japan Post – на 30%. По итогам торгов первого дня стоимость холдинга выросла до 27 млрд долларов, а во второй день – до 36 млрд долларов. Таким образом, дебют Japan Post побил предыдущий рекорд – результаты китайской компании Alibaba Group, которая в прошлом году заработала на торгах 25 млрд долларов.

Больше всего аналитиков удивил подъем акций страховой "дочки". По мнению Тацуши Маено (инвестиционная компания Pinebridge Investments Japan), такой скачок выглядит довольно странным, поскольку, как свидетельствуют прогнозы, прибыль Japan Post Insurance в текущем финансовом году уменьшится на 13%. "Это довольно странно… Когда мы посмотрим на это беспристрастными глазами, становится очевидно, что за компанию было заплачено слишком много", – отметил эксперт.

Как же правительству удалось создать ажиотаж вокруг акций Japan Post? Ответ кроется в специфике продажи. 80% акций, выставленных на торги, были предложены индивидуальным инвесторам, и только 20% – институциональным. Как пишет издание Financial Times, такое пренебрежение институциональными инвесторами вызвано их недовольством перспективами роста всех трех компаний. Именно это, по словам Financial Times, побудило правительство сохранить изначальную стоимость акций на низком уровне. В частности, акции Japan Post Insurance были оценены в 2,2 тыс. йен (17,6 цента), Japan Post Bank – 1,45 тыс. йен (11,6 цента), Japan Post – 1,4 тыс. йен (11,2 цента). Поэтому выпущенные акции исчислялись миллиардами.

Низкие цены должны были привлечь простых людей инвестировать свои сбережения в экономику страны. Такая стратегия сработала. После дебюта Japan Post японские телеканалы крутили сюжет о пожилой паре, которая купила акций почтовой службы на 1 млн йен (8 тыс. долларов). Пенсионеры сделали подобный шаг, чтобы купить подарки своим внукам.

Туманные перспективы Такой эксперимент удался правительству Синдзо Абэ. Однако много аналитиков высказывают опасения по поводу дальнейшей судьбы Japan Post, а именно по поводу стоимости акций. "У нас был всплеск после IPO, поскольку спрос вырос, но если вы посмотрите на вещи рационально, кто будет покупать при таких высоких ценах? Настроение, скорее всего, изменится по мере того, как государственные ценные бумаги начинают падать. Если они сильно упадут в цене, то это может повлиять на весь рынок", – отметил Митсушиге Акино, исполнительный директор инвестиционной компании Ichiyoshi Asset Management.

Некоторые прямо говорят, что если стоимость акций упадет, то IPO не оправдает ожиданий населения, купившего акции. Профессор Темпльского университета Джефф Кингстон считает, что правительство Синдзо Абэ достигло своей цели на IPO, теперь же оно должно уберечь инвесторов от резкого падения акций, ведь главным инвестором Japan Post стали простые японцы.

При подготовке материала использовались публикации Bloomberg, Reuters, Financial Times.

mailmeisa1

Довідка

Крупнейшие IPO в истории

1. Japan Post – 2015 г., $36 млрд.

2. Аlibaba Holdings Group – 2014 г., $21,8 млрд.

3. ABC Bank – 2010 г., $19,2 млрд

4. ICBC Bank – 2006 г., $19 млрд

5. NTT DoCoMo - 1998, $18 млрд.