Акции крупнейшей японской авиакомпании Japan Airlines (JAL) рухнули на 12% всего з пять дней - с 20 по 25 сентября. Причиной для падения послужил территориальный спор между Токио и Пекином по поводу островов Сенкаку. В основном бумаги сбрасывали мелкие инвесторы, опасающиеся за будущее компании, которое во многом зависит от японо-китайских взаимоотношений. В судоходстве дела оказались не лучше – еще до обострения конфликта только четыре из тринадцати судоходных компаний, торгуемых в первой секции материковых бирж Китая, получили прибыль в первом полугодии, и разрыв торговых отношений с Японией начавшийся в сентябре, по всей видимости, повлияет на отрицательные результаты в отрасли также и по итогам года.
Территориальный спор между Японией и Китаем вокруг архипелага в Восточно-Китайском море длится уже более ста лет. В 1895 году эти земли достались Стране восходящего солнца, однако уже в 1945 году острова были завоеваны США. Правда, в 1970-х годах Штаты все же решили вернуть Японии захваченные ранее территории, что тут же повлекло за собой недовольство Поднебесной, которая считала их исконно своими. Интерес к архипелагу усилился после того, как в 1999 году здесь были обнаружены значительные запасы природного газа, которые составляют приблизительно 200 млрд кубометров.
Весной текущего года конфликт обострился, поскольку Япония заявила о намерении приобрести острова у частных собственников – семьи Курихара – всего за 25,5 млн долларов, а Китай не собирался отказываться от амбициозных планов по разработке месторождений. В результате на улицах Поднебесной прошли массовые антияпонские демонстрации, которые сопровождались погромами магазинов и автомобилей. Безусловно, это напряжение не могло не отразиться на экономических отношениях между странами. Его дальнейшее обострение может обернуться катастрофическими последствиями для экономики региона, который должен быть стать локомотивом выхода мировой экономики из кризиса. Примечательно, что сам остров очень мал и непригоден для хозяйственного использования, однако его наличие в составе государства серьезно расширяет акваторию территориальных вод и исключительной экономической зоны.
Крепкие узы Сегодня Японии и Китаю будет очень сложно обойтись друг без друга, так как за последние 30 лет экономические связи между двумя странами стали очень прочными. С конца 1970-х японцы стали строить свои заводы на территории КНР. Кроме того Поднебесная постепенно становилась одним из ключевых рынков сбыта для японских компаний. Объемы только японского экспорта в Китай по итогам прошлого года превысили 160 млрд долларов.
На протяжении пяти последних лет Китай выступал крупнейшим торговым партнером Японии, которая, в свою очередь, была вторым по величине партнером КНР, уступая в этом только США. Товарооборот между двумя государствами по итогам прошлого года достиг 345 млрд долларов. На их долю совместно приходится около 15% мирового товарооборота. Поэтому любая трещина в экономической связи этих стран тут же эхом откликнется по всей планете.
Сильнее остальных может пострадать порт Гонконг, являющийся хабом для реэкспорта японско-китайских товаров.
Согласно национальному бюро статистики КНР, к концу 2010 года в стране работали 22,30 тыс. японских и совместных предприятий с персоналом в 3 млн человек, что составляет приблизительно 16% от общего количества зарубежных компаний на территории Поднебесной. Среди них – известные японские автопроизводители, которые наблюдают за стремительным спадом продаж своей продукции на территории Китая. Так, по итогам прошлого месяца реализация машин Toyota в КНР снизилась почти наполовину. Другой крупный производитель Honda Motor Co заявила, что объемы проданных автомобилей в сентябре оказались на 40,5% ниже аналогичного периода 2011 года. Продажи автомобилей Nissan, Mazda, Mitsubishi также упали на 30-40 процентов. Антияпонские настроения в Китае коснулись и производственных мощностей. Так, в текущем месяце Toyota намерена сократить выпуск на мощностях в КНР более чем наполовину. Об остановке своих заводов в республике объявили Honda и Mazda.
Занять освобождающуюся нишу тут же поспешили корейские Hyundai и Kia, которые начали стремительно увеличивать объемы поставок. По их прогнозам, объемы продаж превысят прогнозную цифру 1,25 млн единиц по итогам 2012 года. Однако последствия японско-китайского конфликта будут куда более серьезными, чем просто перераспределение долей на авторынке.
Кризис распространяется и на другие сферы. Так, японский розничный продавец одежды Uniqlo уже объявил о закрытии 19 из 145 магазинов на территории Китая. Работу на мощностях в КНР также приостановили производители фото и видеотехники, такие как Canon, Panasonic, Sony.
Транспортный коллапс Торговые отношения между Японией и Китаем строятся в рамках очень сложной логистической цепочки. Ведь государства доставляют друг другу множество комплектующих и запчастей для производства автомобилей, электроники и телекоммуникационных устройств. Более того, многие из этих продуктов затем поступают на другие рынки, в том числе США и ЕС. И, если стороны принципиально отказываются от закупок специализированных товаров по политическим соображениям, то найти им замену в кратчайшие сроки будет практически невозможно.
Эти трения наносят еще один удар по уже изрядно пострадавшему судоходству. Судовладельцы вынуждены ставить свой флот на прикол из-за нехватки грузов и огромного избытка свободного тоннажа. Чрезмерное предложение, в свою очередь, обрушивает фрахтовые ставки, не давая перевозчикам возможности зарабатывать. Причем работы могут лишиться не только линии, связывающие Японию с Китаем. Ведь продукция, которая совместно выпускается этими двумя странами, поступает на рынки других государств. Поэтому любые сбои будут очень болезненными.
Например, Китай производит более 95% редкоземельных элементов в мире, которые являются важной составляющей для производства батарей и других электронных устройств. Экспорт этого товара в Японию уже однажды приостанавливался во время разногласий в 2010 году и серьезно нарушил сложную сеть поставок продукции, в которой он используется. Эскалация сегодняшнего конфликта может снова привести к серьезным сбоям.
Кроме того, понижение спроса на сырье для производства готовой продукции ударит по сотрудничеству с третьими странами, в частности, с Бразилией и Австралией, которые являются основными поставщиками материалов для Японии и Китая. В таком случае избыток флота будет по-прежнему увеличиваться, равно как и убытки перевозчиков.
Достанется и одному из крупнейших портов мира – Гонконгу, – который является своеобразным хабом для реэкспорта японско-китайских товаров. В 2011 году через него прошло продукции на 39 млрд долларов. Стоит также отметить, что по политическим мотивам китайские власти значительно ужесточили процедуру оформления японских грузов в морских воротах, что также не внушает транспортникам оптимизма.
Наконец, не следует забывать о туризме, который является одним из главных источников дохода для авиации. После обострения конфликта компании All Nippon Airways и Japan Airways зафиксировали отказы от билетов со стороны более 50 тыс. путешественников из Китая и Японии. По данным японской национальной туристической организации, в 2011 году количество туристов из КНР в стране превышало 1 млн человек. Поэтому потери для индустрии в этом году будут огромными.
Японско-китайский кризис не на шутку обеспокоил мировые финансовые организации. Международный валютный фонд (МВФ) понизил прогнозы темпов экономического роста обеих стран на 0,2% по сравнению с июльским прогнозом. По нынешним оценкам, этот показатель составит 7,8% для Китая в 2012 году и 2,2% - для Японии.
Мировой экономический рост, по расчетам МВФ, замедлится на 3,3% в текущем году. Эффекта опасаются и сами китайцы. "Это будет немного уменьшенная версия краха Lehman Brothers, которая будет иметь волновой эффект и нанесет ущерб мировой экономике", - говорит исследователь в институте изучения Японии при Китайской академии социальных наук Яо Хаитиан.
По его оценкам, конфликт может открыть возможности для других стран в регионе. Например, Япония имеет возможность перенаправить инвестиции и развивать мощности в Юго-Восточной Азии за пределами КНР. Китай, в свою очередь, может изменить политику и открыть возможности для капиталовложений со стороны других развитых государств. "Однако такое замещение не может произойти мгновенно, поэтому сокращение объемов производства приведет к сбоям в мировой логистической цепи, так как Китай и Япония являются одними из ключевых поставщиков", - отмечает эксперт.
Помимо этого, существует угроза прекращения обмена валют и других финансовых операций между двумя государствами, что также не лучшим образом повлияет не только на отношения Японии и Китая, но и на состояние мировой экономики.
Идеальным выходом из ситуации, конечно же, были бы переговоры между двумя государствами, которые бы позволили четко разграничить сферы влияния на архипелаге, либо же совместное предприятие по разработке недр. Однако, похоже, что принципиальная позиция обеих стран усугубит и без того непростую ситуацию в мире.