В 1987 году компания Japanese National Railways (JNR) прошла через масштабную реформу, в результате которой была разделена на шесть вертикально интегрированных пассажирских и одну грузовую железнодорожную компанию. Этот случай считается успешной реформой государственного предприятия, поскольку объемы пассажирских перевозок и производительность железных дорог в целом существенно выросли. Оператором грузовых перевозок стала компания JR Freight. Компания арендует пути у шести пассажирских ж/д компаний (JR Hokkaido - государственная, JR East, JR Central, JR West, JR Shikoku, JR Kyusyu - акционерные общества), владеет собственными станциями и техническими площадками.
Грузовой монополист - для больших расстояний
99% железнодорожных грузов в Японии транспортируются именно JR Freight. При этом стоит отметить, что в Стране восходящего солнца доля грузов, перевозимых по железной дороге, очень низка - известно, что по состоянию на 2017 год она составляла порядка 5%. Примерно половина грузов в Японии перевозится автотранспортом, 44% - по морю (расположение портов делает этот вид транспорта очень привлекательным). В 2010-х годах JR Freight перевозила больше грузов. Тогда этому способствовало уменьшение числа водителей грузовиков по причине возраста, а также государственная политика по сокращению двуокиси углерода. Однако, несмотря на несколько попыток продвинуть переход грузов на железнодорожный транспорт, JR Freight уже много лет испытывает дефицит грузов. В последние годы, в том числе и из-за экономического спада, железнодорожные грузоперевозки демонстрировали негативную динамику. При этом доля железнодорожного грузового транспорта на больших расстояниях существенно выше. Из грузов, которые перевозятся на расстояние от 1 тыс. км, на железную дорогу приходится 35%.
JR Freight работает на ж/д магистралях общей протяженностью 8,17 тыс. км, владеет более чем 240 грузовыми станциями (140 из которых - контейнерные). По состоянию на 2015 год в распоряжении оператора находились 617 локомотивов и более 7,5 тыс. собственных вагонов и почти 67 тыс. контейнеров.
Большую часть контейнерных грузов компании составляют продовольственные товары (17%), 14% - товары целлюлозно-бумажной промышленности, 12% - сборные грузы, 10% - фермерские продукты, 9% - промышленная химия. В других видах грузоперевозок JR Freight доминируют нефть и нефтепродукты (67%), затем идут автомобили (10%), цемент (9%). Компания является крупнейшим перевозчиком автомобильных запчастей. Ежедневно один блок-поезд JR Freight курсирует между городами Нагоя и Мориока, перевозя запчасти Toyota и Nissan.
Среднее время транспортировки груза по основным маршрутам компании составляет: Токио-Фукуока (1185 км) - 17 часов, Токио-Саппоро (1198 км) - 17 часов, Токио-Осака (560 км) - 6 часов. Примечательно, что на последнем маршруте перевозки осуществляются скоростными грузовыми электропоездами (да, в Японии есть и такие) серии M250 - это составы из 16 вагонов с распределенной тягой, приводимые в движение 2 однонаправленными моторными вагонами и 2 моторными платформами (см. на фото ниже).
Чтобы популяризировать грузовые железнодорожные перевозки компания в ближайшие годы планирует сильнее интегрироваться с другими видами транспорта. Например, в планах - соединение Токийского международного портового контейнерного терминала с ж/д терминалом JR Freight. Компания намерена построить логистический центр, с помощью которого сможет интегрироваться не только с морским, но и с авиационным и автомобильным транспортом, поскольку он будет расположен в 4 км от международного грузового терминала аэропорта Ханеда и в 2 км от скоростной автомагистрали Шуто.
Что касается использования путей JR Freight, как уже было упомянуто, компания пользуется общими путями, ширина колеи которых составляет 1067 мм. Важно отметить, что после строительства новой 1435-мм колеи для скоростных поездов Синкансэн, участки обычных линий, параллельные линии Синкансэн, были переданы местным органам власти для улучшения операционной деятельности и теперь JR Freight покупает доступ к ж/д сети на этих участках у них.
Частные ж/д и рыба в Синкансэнах
В Японии высока конкуренция между частными ж/д компаниями прежде всего в пассажирском секторе. Помимо крупных компаний, насчитывается несколько десятков частных региональных перевозчиков, которые в основном генерируют прибыль на пассажирских линиях. Однако среди них есть и такие, которые, параллельно с пассажирским бизнесом, развивают и грузовой. Например, Sagami Railway, которая оперирует тремя пассажирскими линиями в префектуре Канагава, располагает также небольшой грузовой ж/д линией Сотецу Ацуги. Chichibu Railway, перевозящая пассажиров в префектуре Сайтама, также располагает грузовой линией между станцией Такекава и терминалом Kumagaya Kamotsu. Компания находится в собственности крупной цементной компании Taiheiyo Cement и занимается грузоперевозками еще 1973 года.
Параллельно с ними работают и около десятка частных исключительно грузовых ж/д операторов, которые оперируют небольшими участками дороги и в основном обслуживают порты и терминалы.
Keiyō Rinkai Railway ("Приморская железная дорога Кейе") обслуживает 24 км железной дороги в префектуре Тиба. В основном транспортирует контейнеры или нефть для промышленной зоны Кейе в порту Тиба.
Железнодорожную линию Nagoya Rinkai Railway совместно эксплуатируют JR Freight, порт Нагоя и логистическая компания Nippon Express. Она состоит из пяти веток общей протяженностью 20,5 км.
Kanagawa Rinkai ("Приморская железная дорога Канагава") эксплуатирует четыре ж/д ветки протяженностью 20,7 км в одноименной префектуре. В основном транспортирует контейнеры для порта Иокогама, химические продукты и нефть для промышленной зоны Кейхин.
Akita Rinkai оперирует двумя железнодорожными линиями общей протяженностью 8 км, предназначенными только для грузовых перевозок между грузовым терминалом Акита-Китако и грузовым терминалом Мукаихама в префектуре Акита. Транспортирует в основном контейнеры с бумажной продукцией и серную кислоту.
Основные направления ж/д грузоперевозок. Визуализация 2011 г.
Что касается выхода на линии общего пользования, то в этом вопросе на фоне невысокой популярности грузовых ж/д перевозок в Японии монополия остается в руках JR Freight. Однако в последнее время для перевозки высокомаржинальных грузов стали использовать свободные мощности пассажирских поездов. Например, JR Hokkaido, пассажирский оператор на острове Хоккайдо, согласился возить своими поездами кальмары, рыбу и другие дорогостоящие морепродукты. Такое решение компании было связано частично с "узким горлышком" на пути между Саппоро и Токио, а именно 53-километровым тоннелем между островами Хонсю и Хоккайдо.
Тоннель Сэйкан между Хонсю и Хоккайдо
Дело в том, что этот тоннель оператор скоростных поездов использует совместно с JR Freight, что создает опасность для пассажирских поездов, из-за чего поезда обеих компаний вынуждены существенно снижать скорость. Поэтому решение использовать свободное место в пассажирских поездах под грузы было призвано для того, чтобы хоть как-то разгрузить тоннель.
Позже идею возить морепродукты в Синкансэнах подхватила другая компания группы Japan Railway - East Japan Railway, причем не просто на незанятых пассажирами местах, а в отдельном закрытом вагоне. В конце августа такая тестовая доставка была выполнена между городами Сендай и Токио.
Эта практика вряд ли распространится на иные продовольственные товары, потому что производители более дешевых культур не станут оплачивать высокие транспортные расходы при перевозке скоростными поездами. Так что картошку и лук по-прежнему будет возить в своих контейнерах JR Freight.
Читайте также Железнодорожные проекты в Греции: Возрождение после длительного застоя