После открытия логистического центра "Арктика" в Киеве руководство "Скандинавии" решило заняться расширением присутствия компании на черноморском побережье. Именно здесь, в Одесской области будет расположен новый холодильный комплекс вместимостью 20 тыс. тонн, строительство которого планируется завершить к концу 2012 года.

Как рассказал Центру транспортных стратегий генеральный директор "Скандинавии" Дмитрий Фартушный, в настоящее время предприятие ведет переговоры с местными властями о приобретении земельного участка площадью 4 га, на котором будет построен новый объект. По его словам, центр разместится на расстоянии 5-8 километров от Одесского и Ильичевского портов. Объем инвестиций в реализацию проекта достигнет 20 млн долл. Руководитель "Скандинавии" полагает, что расположение комплекса за территорией порта значительно облегчит работу операторам, поскольку порт является режимным объектом с особым пропускным режимом.

Что же побудило "Скандинавию" заняться реализацией столь масштабного проекта на юге? Ведь компании придется выдержать серьезную конкуренцию со стороны как минимум двух крупных рефрижераторов. Один из них принадлежит ОАО "Одесский портовый холодильник", которое связывают с бывшим генеральным прокурором Украины Святославом Пискуном. Мощности предприятия позволяют хранить до 13,5 тыс. тонн продукции.

Объем инвестиций в реализацию проекта достигнет 20 млн долларов.

Еще один холодильный комплекс, с которым предстоит потягаться логистическому центру "Скандинавии", находится на территории ООО "Ильичевский морской рыбный порт", аффилированного с группой "Приват", совладельцем которой выступает бизнесмен Игорь Коломойский. Вместимость рефрижератора составляет 7 тыс. тонн.

Правда, менеджмент "Скандинавии" полагает, что нехватка холодильных мощностей в регионе позволит новому центру успешно занять свою нишу на рынке. "В Одессе практически нет холодильных складов. А потому компаниям приходится хранить рыбу, к примеру, в рефрижераторных вагонах. Если загрузить вагон полностью, в него поместится не более 40 тонн", - отмечает Фартушный.

Кроме того, считает генеральный директор "Скандинавии", существующие в области комплексы не способны предоставлять весь спектр услуг, который сегодня нужен рынку. В то же время новый логистический центр будет выполнять функции накопителя-распределителя для сортировки товарных потоков. По мнению экспертов, необходимость в обновлении холодильных мощностей назрела уже давно, поскольку существующие установки уже не соответствуют требованиям современности.

"Проблемы с мощностями есть. Сегодня нужно говорить о хороших стационарных холодильниках, потому что, когда мы ориентируемся на какие-либо полевые установки, то они могут решать вопросы охлаждения, но являются невыгодными энергетически и доставляют нам большие проблемы в плане экологии. Скорее всего, такой проект будет оправданным", - сообщили Центру транспортных стратегий в Одесской академии холода.

Кроме того, согласно обзору рыбного рынка Украины, подготовленному компанией IBContacts, в 2012-2013 годах крупные игроки будут расширять свои производственные и холодильные складские мощности, а также заниматься перепрофилированием системы сбыта на современные розничные форматы и специализированные магазины. Эксперты связывают это с тем, что уменьшение мирового и внутреннего вылова рыбы в 2011-2013 годах усилит концентрацию и обеспечит переход рыночной власти от розничных торговцев к производителям и импортерам.

По данным компании, за девять месяцев текущего года объемы вылова сократились на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года – до 137, 2 тыс. тонн. А потому, утверждает IBContacts, сектор остается сильно зависимым от импорта, в котором около 92-94% занимает продукция из Норвегии.

Эксперты прогнозируют, что в 2012-2013 годах объем украинского рынка рыбы и морепродуктов увеличится на 3-5%, понижая прибыльность для средних и малых игроков, которым существенно не хватает собственных ресурсов для оптимизации издержек. "Уровень насыщенности украинского рынка рыбы остается все еще достаточно низким, позволяя новым игрокам войти на рынок, а существующим участникам рынка – расширить свою", - отмечается в обзоре.

Центру транспортных стратегий не удалось получить комментарии Одесского портового холодильника и Ильичевского морского рыбного порта относительно загрузки их мощностей. Однако прогнозы развития рынка, который останется зависимым от импорта и даст возможность существующим игрокам расширить свое присутствие, дают основание полагать, что новые холодильные мощности на черноморском побережье будут востребованными.