Концессия как форма партнерства государства и частного капитала является одним из важных методов улучшения эффективности инфраструктуры, быстрым и привлекательным для государства способом привлечения инвестиций в экономику. Государство постепенно отказывается от неэффективных методов ведения хозяйства, передавая функции управления государственной собственностью частному сектору, который, в свою очередь, пользуясь государственными гарантиями, привносит в производство опыт, знания, ноу-хау, осуществляет капиталовложения, минимизирует риски.
Украинское законодательство определяет размер концессионного платежа исходя из стоимости основных фондов объекта концессии. В тоже время, с точки зрения экономики, вероятно более прогрессивным является определение размера концессионного платежа в результате концессионного конкурса, как платежа, предложенного победителем конкурса, представившим наиболее выгодные условия и наиболее низкие тарифы.
Проблема "современности" украинской методики расчета концессионных платежей может быть рассмотрена с точки зрения двух подходов: государственно-ориентированного, и социально-экономического.
Государственно-ориентированный подход заключается в максимальном сохранении экономических интересов государства как собственника объектов концессии. Среди основных принципов концессионной деятельности, закрепленных в Законе Украины "О концессиях" – государственный контроль за осуществлением концессионной деятельности, взаимовыгода сторон в концессионном договоре, стабильность условий концессионных договоров. Принятый еще в 1999 году Закон "О концессиях" в максимальной степени защищает интересы государства, устанавливая правило: концессионные платежи вносятся независимо от результатов хозяйственной деятельности концессионера.
Срок концессионного договора охватывает длительный период, и вследствие этого сложно предвидеть экономический эффект от эксплуатации такого проекта и все связанные с этим риски. Государство заинтересовано в том, чтобы застраховать себя от возможных последствий концессионной деятельности. Концепция исчисления платежей от стоимости основных фондов создает однозначную и понятную экономическую привязку, которая минимизирует концессионные риски государства и гарантирует сохранение его интересов.
В то же время, с точки зрения социально-экономического подхода, концессионный платеж, определяемый от стоимости основных фондов, является недостаточно эффективным инструментом, поскольку он не стимулирует увеличение уровня производства и уменьшение расходов.
Социально-экономический эффект концессии заключается в том, что потребители получают более качественное обслуживание при минимальных расходах со стороны государства. В этом контексте, функциями концессии должны быть: создание конкуренции на рынке, максимизация благополучия потребителей и наиболее эффективное предоставление услуг. Концессионер, следовательно, должен быть более эффективным, нежели государственная монополия.
Потребители заинтересованы в том, чтобы концессионер предоставил им более низкий тариф, а снижение тарифов возможно только при снижении расходов на производство. И тут концессионный платеж, исчисляемый от стоимости основных фондов, может стать недостатком, и не только потому, что превращается в дополнительные расходы концессионера на производство, но также и потому, что такой платеж может быть зафиксирован в размере, гораздо большем, чем прибыль государственной монополии. В этом случае концессионный проект может стать неприбыльным.
В результате инфраструктурные проекты с низкой прибыльностью (например, жилищно-эксплуатационная сфера, городской транспорт, водоснабжение) имеют мало шансов на внедрение, особенно в условиях высоких политических рисков, поскольку инвестор всегда оценивает прибыльность и рисковость проекта.
Однако нельзя сказать, что Методика расчета концессионных платежей, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 12.04.2000 № 639, вовсе не учитывает доходность объекта. Так, в абз. 2 п. 5 Методики в редакции от 12.05.2004 предусматривается, что в случае предоставления концессии на объект незавершенного строительства или на создание (строительство) нового объекта концессионные платежи вносятся с момента получения концессионером дохода от эксплуатации объекта концессии, но не позднее чем через 6 месяцев после даты введения его в эксплуатацию, определенной условиями концессионного договора.
Следует отметить, что в украинском обществе до настоящего времени все еще очень сильны опасения, что концессия станет инструментом скрытой приватизации стратегических объектов. Вспомним недавнюю реакцию общественности на принятие Закона "О морских портах Украины" от 17.05.2012.
Несмотря на то, что нынешняя методика расчета концессионных платежей не ориентирована на прибыль и не зависит от результата концессионного конкурса, в целом она, видимо, соответствует текущему уровню развития государства и общества. Однако это отнюдь не означает, что процедура определения концессионных платежей не может или не должна усовершенствоваться. Украина должна следовать международному опыту и стремиться перейти к определению концессионных платежей на основе результатов концессионного конкурса. В Украине в портовой сфере уже есть интересный опыт. Например, в 2006 году по международному проекту организации финансирования в Ильичевском порту голландские консультанты предложили модель с сочетанием элементов совместной деятельности и роялти.
Обе стороны – и государство, и частный капитал – должны быть заинтересованы в развитии равноправных сбалансированных интересов. К сожалению, пока что баланс интересов скорее стремится к смещению в сторону государства. Чего стоит, например, идея взимать одноразовую плату за право получения в концессию объектов портовой инфраструктуры. На наш взгляд, государству стоило бы уделять больше внимания восстановлению баланса интересов и минимизации рисков концессионера.