В первую очередь это открытые данные об авиационной деятельности и открытые данные об ифнрастуктуре аэропортов, как очередной шаг в сторону реформ. На основании собранных данных, которые должны постоянно обновляться, можно будет оперативно понимать: что, когда и как нужно развивать в аэропортах, пишет в колонке для портала ЦТС директор "Украэропроект" Кирилл Новиков.
За такую работу взялись волонтеры Мининфраструктуры при участии иностранных экспертов. К работе привлечен институт «Украэропроект». На первом этапе проходит анализ существующих данных и определяется первая и вторая очереди информационных пакетов, которые нужно будет включить во вновь созданную базу данных. К слову, такая информация не является секретной - это всего лишь наборы данных, собранных в одном месте (с онлайн-доступом) с постоянным обновлением.
Доступ к данным позволяет следить, например, за реальным состоянием покрытия аэродрома и заранее понимать: когда и как готовиться к ремонту или реконструкции.Также можно проследить за состоянием аэродромного оборудования, пассажирских, грузовых терминалов и за аэродромными препятствиями. Отдельные статьи - публикация актуальных данных о пассажиро- и грузообороте в аэропортах, об авиационной (полеты) и неавиационной деятельности (кейтеринг, дюти-фри, аренда помещений, сотрудничество с контрагентами и т.д.).
До созданию системы еще есть время, поэтому попробую определить свой, практический рейтинг аэропортов на предмет перспективности их развития.
1. Черновцы. После успешно проведенного авиафорума на родине премьер-министра стало понятно, куда движется данный аэропорт и регион в целом. В Черновцах начали разрабатывать комплексную программу по развитию аэропорта. Программа будет учитывать интересы как самого авиапредприятия, так и пожелания потенциальных инвесторов, а также вопросы трансграничного сотрудничества.
2. Львов. Прежде всего коллектив аэропорта может радоваться - наконец назначен руководитель. Отмечу, что аэропорт «Львов» является единственным государственным аэропортом, который активно публикует планы закупок в «ProZorro», из которых мы можем узнать о перспективных планах предприятия, а также с легкостью предлагать свои услуги. Вопрос руководству, очевидно, будут ставить местные правоохранительные органы, ведь застроеная приаэродромная территория не позволяет аэродрому полноценно развиваться.
3. Житомир (городской). Этот аэропорт уникален. Почему? Правом собственности на землю обладает авиакомпания «ЯнЭйр». Другими словами: собственник владеет аэропортом, собственник владеет самолетами, и сам решает что, когда и зачем нужно делать на предприятии. Возможно поэтому, это единственный аэропорт в Украине на сегодня, который показывает максимально быстрые темпы реконструкции и развития. Такими темпами не только базирование самолетов, но и реальные рейсы из Житомира до Кавказа и Европы - не «за горами».
4. Днепропетровск и Ивано-Франковск. Назовем аэропорты этих городов «вотчиной» одиозных людей украинского бизнеса и политикума, которым, казалось бы, не должна быть безразлична судьба аэропортов. Понятно, что одними только рейсами между этими городами потребитель и авиакомпании жить не будут. Поэтому стратегической их целью является развитие авиаперевозок с обеих аэропортов в направление Европы и Азии. Как и развитие аэродромной инфраструктуры, кстати.
5. Херсон. Благодаря новой властной команде, которая взяла «шефство» над аэропортом, мы уже видим новые инфраструктурные решения. Полным ходом идет реконструкция перрона, по которому вслед будут идти рулежные дорожки и взлетно-посадочная полоса. Все проекты разрабатываются «Украэропроектом». Однако, нужна поддержка депутатов областного совета, ведь реконструкция аэропорта требует значительных капиталовложений, и пройдет в 2016-2017 годах.
Важно, что вывести МА «Херсон» в ТОП аэропортов Украины - это потребность иметь запасной аэродром для самолетов B747-400, 800 Напомню, что такие самолеты раньше садились в Донецке, если их не принимал «Борисполь». Теперь - негде. Поэтому местной власти, министерству и депутатам стоит задуматься над этим, и срочно принимать решение. Бетон застывает быстро.
6. Полтава, Винница, Черкассы. Все эти аэропорты имеют серьезный потенциал и стоят в очереди преобразований после вышеуказанных аэропортов. По крайней мере, все указывает именно на такое развитие событий.
7. Одесса имеет потенциал с новой ВПП. Новый пассажирский терминал при старом аэродроме - путь в никуда.
Продолжение следует. Особенно на основании утверждения Правительством Программы развития аэропортов до 2023 года.
Перевод с украинского, ЦТС