Европа хочет использовать новый инструмент для борьбы с нарушающими экологические нормы судоходными компаниями - беспилотники-"нюхачи". Планируется контролировать уровень вредных выбросов судов на самых загруженных европейских маршрутах - в проливе Ла-Манш, Северном море, Балтийском море и Ботническом заливе между Швецией и Финляндией. Об этом пишут Ведомости.

Сейчас содержание серы в выбросах судов в этих водах не должно превышать 0,1%, хотя до прошлого января ограничение составляло 3,5%. Если судовладельцы нарушают это правило, им могут грозить штрафы. Но регуляторам сложно добиться его выполнения, так как необходимо контролировать очень большую территорию.

Читайте также "Электронные носы" обнаружат опасные газы в порту Роттердам

Такие судоходные компании, как шведская Stena Line, инвестировали миллионы долларов в снижение вредных выбросов. Поэтому их руководители обеспокоены, что конкуренты, чьи суда проплывают через контролируемые зоны, но не причаливают в них, по-прежнему будут использовать более грязное и дешевое топливо, что даст им конкурентное преимущество. 

"Операторы, выполняющие маршруты внутри зоны низких выбросов, будут играть по правилам. Но кто проверит, остановит и, если потребуется, оштрафует судно, идущее, например, из Атлантики в Петербург?", - говорит гендиректор Stena Карл-Йохан Хагман.

Между тем некоторое оборудование, помогающее контролировать уровень выбросов, уже используется. Например, Дания установила сенсоры на мосту "Большой Бельт", соединяющем острова Фюн и Зеландия, под которым ежегодно проплывают тысячи коммерческих судов. Сенсоры могут определить повышенное содержание серы и дать сигнал о нарушении норм, после чего регуляторы могут проверить топливо, когда судно прибудет в порт.

Миниатюрные дроны будут использоваться как для рутинных проверок вдоль судоходных маршрутов, так и для наблюдения за судами, которые в прошлом уже нарушали нормы. Это позволит властям создать черный список судов.

Тесты, включая выполнение полетов из Гамбурга, будут проводиться по июль 2016 года. Если эксперимент окажется удачным, дроны могут начать регулярно летать над судами во второй половине следующего года.