Россия пытается найти новых инвесторов для строительства порта Тамань, на инфраструктуру которого не хватает около 40 млрд рублей (1,2 млрд долларов). Рассматривается участие в проекте казахских компаний, которые сейчас переваливают грузы через Украину и Прибалтику, пишет Коммерсантъ.

Вчера президент Владимир Путин провел совещание по развитию портов Азово-Черноморского бассейна, на котором поднимался вопрос и развития Таманского порта. Предложение казахским компаниям войти в проект было решено обсудить после этой встречи.

"Казахским компаниям порт Тамань может быть интересен как альтернатива портам Украины и Прибалтики, чтобы сократить транспортные расходы", - говорит один из источников газеты.

В Минтрансе подтвердили, что участие казахской стороны "в качестве инвесторов порта возможно", но "конкретные переговоры" пока не начались. В министерстве отметили, что наибольший интерес могут проявить казахские производители "нефтепродуктов и серы".

Источники рассказывают, что казахским компаниям в первую очередь будет предложено построить терминалы в порту для перевалки нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, металлов, зерна и серы. Кроме того, они могут принять участие в концессиях по строительству объектов федеральной собственности порта (причалов, проходного канала и т.д.) для покрытия дефицита бюджетных денег. Казахские компании могут привлечь и к строительству железнодорожной инфраструктуры, ведущей к порту.

Казахские инвесторы пока не определены, но в проекте может принять участие крупнейшая в стране нефтедобывающая компания "Казмунайгаз", металлургические "Казахмыс", ENRC и "Арселор Миттал Темиртау". Большой грузопоток может прийтись и на зерновые компании - в первую очередь, структуры главы Зернового союза Казахстана Нурлана Тлеубаева, а также "Иволга-Холдинг".

Порт Тамань должен заработать в 2018 году и к 2020 году достигнуть грузооборота более 90 млн тонн в год. Управлять портом будет "РМП Тамань", 75% которой получит "Росморпорт", 25% - Краснодарский край. Общая стоимость порта - около 228 млрд рублей (6,9 млрд долларов). Об интересе к порту уже заявили UCL Holding, Global Ports, СУЭК, "Металлоинвест", "Кузбассразрезуголь", "Еврохим", "Русал" и "Уралкалий", переговоры ведутся с "Газпром экспортом".