На фоне сокращения перевозок по крупнейшим категориям грузов и сниженной доступности заемного финансирования продажи вагонов в России в июне остались на крайне низком уровне - около 1,8 тыс. ед. (-66% к маю 2015 года). Это падение в меньшей степени затронуло сегмент инновационных вагонов (-25%), в то время как реализация типовых вагонов сократилась в 5 раз. Об этом сообщает Металлоснабжение и сбыт.

Сравнительно высокий спрос на инновационный подвижной состав (его доля в реализации в июне составила рекордные 60%) связан с более высокой эксплуатационной и экономической эффективностью. При текущем уровне рыночных ставок на типовой подвижной состав (350-450 рублей в сутки) инвестиции в него неокупаемы, в то время как вагон нового поколения за счет сниженной стоимости перевозки грузов и техобслуживания, а также госсубсидии на покупку остается экономически привлекательным. В июне средний грузооборот на один вагон нового поколения составил около 450 тыс. т/км, в то время как для типовых вагонов - только 227 тыс. т/км.

Растет выбытие старого подвижного состава: по итогам первого полугодия 2015 года списание составило около 43 тыс. ед., что соответствует объемам списания за весь 2014 год. Из-за ужесточения условий отстоя вагонов активнее стал списываться неисправный парк: его размер снизился со 132 тыс. вагонов в мае до 126 тыс. в июне. Но профицит типовых вагонов на сети пока сохраняется, в июне 2015 года он составил около 120 тыс. вагонов.

Эксперты рынка ожидают роста доходности оперирования подвижным составом до конца года на фоне стабилизации перевозок строительных грузов, которые были основным драйвером падения рынка последние полтора года, а также возможных мер со стороны государства по ускорению списания подвижного состава с превышенным нормативным сроком службы.