Избыток грузовых вагонов на сети РЖД в текущем году составил 232 тыс. вагонов или 20% парка, в результате чего операторы, грузоотправители и грузополучатели за 9 месяцев понесли потери в размере более 34 млрд рублей (813 млн долларов). Такие данные привел старший вице-президент РЖД Анатолий Краснощек, выступая в рамках XII международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство", передают Морские вести.

По словам топ-менеджера, проблема управляемости вагонных парков, связанная с избытком подвижного состава, продолжает оставаться актуальной: парк вагонов сегодня превышает 1,22 млн единиц, что на 33 тыс. больше, чем год назад и на 300 тыс. больше, чем в 2007 году, когда объемы перевозок превышали сегодняшние почти на 8%.

Читайте также Правительство России заблокировало передачу частных вагонов в аренду РЖД

В настоящее время на путях общего и необщего пользования ежемесячно простаивает более 142 тыс. вагонов. Простои около 218 тыс. вагонов длятся более 10 суток, что означает фактическое изъятие их из перевозочного процесса. Данные вагоны занимают более 3 тыс. км путей общего пользования.

"Необходимо соблюдать баланс интересов всех участников рынка, который может быть обеспечен только при условии внесения изменений в нормативно-правовую базу. Как и для любой транспортной инфраструктуры с ограниченной пропускной способностью, должны применяться общеизвестные механизмы по аналогии с правилами дорожного движения", - отметил Краснощек.

Он особо выделил проблему высокой доли порожнего пробега. Так, сегодня грузовладелец зачастую получает грузы в вагонах одного собственника, а отправляет в вагонах другого, предложившего лучшую цену, что сводит на нет технологию сдвоенных операций, когда вагоны после выгрузки сразу использовались под погрузку. В результате на грузовые станции ежедневно дополнительно подводятся десятки тысяч вагонов.

Для решения проблемы РЖД предложили собственникам грузовых вагонов публичную оферту на услуги по оптимизации логистических схем доставки порожних вагонов, которая, в частности, направлена на уменьшение их порожнего пробега. По словам Краснощека, за первые пять месяцев работы по данной технологии оборот вагона снизился на 4 суток, производительность увеличилась на 16%, погрузка выросла на 33%.