"Российские железные дороги" (РЖД) в конце мая обратились в Конституционный суд РФ, чтобы признать не соответствующими Конституции оборотные штрафы Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Об этом пишут Ведомости.
До подачи запроса в Конституционный суд РЖД вела спор с ФАС 2,5 года. Антимонопольное ведомство возбудило дело против РЖД в 2011 году - после обращения 42 грузоотправителей. Они жаловались на снижение доступности грузовых железнодорожных перевозок и рост транспортных затрат из-за того, что РЖД отказывает компаниям в перевозке грузов в своих вагонах. ФАС посчитала, что РЖД ущемляла интересы контрагентов, и обязала госмонополию устранить нарушения и выплатить штраф в размере 2,24 млрд рублей (60 млн долларов по текущему курсу).
РЖД решение службы оспорила, объяснив отказ от грузоперевозок реформой железнодорожного транспорта, которая предполагала передачу инвентарного парка в дочерние компании и вывод из регулируемого сектора. Спор между госмонополией и ФАС прошел два круга судебных разбирательств. Дело находится в Верховном суде.
Представитель РЖД сетует, что размер штрафа определяет не законодатель, а антимонопольный орган. По Кодексу об административных правонарушениях РФ, штраф за злоупотребление доминирующим положением может составить от 0,3 до 15% годовой выручки нарушителя, полученной на рынке, где совершено нарушение. В РЖД считают, что из меры предупреждения правонарушений штраф превращается в инструмент ограничения экономической самостоятельности субъекта, свободы предпринимательства и права собственности.
В ФАС с аргументами РЖД не согласны. Оборотные штрафы - общемировая практика, в большинстве стран они рассчитываются как процент от выручки, заявил начальник управления ФАС Сергей Пузыревский. Он добавил, что это самый справедливый подход: чем больше оборот, тем больше штраф.