Президент России Владимир Путин поручил Министерству транспорта проработать вопрос допуска частных компаний к использованию локомотивов. Об этом он сообщил на совещании с правительством, передает Интерфакс.
"Что касается тягового подвижного состава, надо посмотреть, ведь заказы на локомотивы будут дозагружать наши производственные мощности, и частные компании готовы были бы это сделать при условии, что им разрешат использовать их в своей работе", - сказал он.
Напомним, Путин в апреле прошлого года уже высказывался за использование частных локомотивов на сети РЖД. Тогда в железнодорожной компании решили провести эксперимент с допуском тягового состава компаний для работы на отдельные участки магистралей. По данным Коммерсанта, речь шла о 12 маршрутах. Каковы результаты этого эксперимента, неизвестно.
Читайте также Придет ли частная тяга на помощь Укрзализныце
РЖД неоднократно выступала против массового использования частных локомотивов. По мнению компании, функции тяги неотделимы от инфраструктуры, а ею заведует РЖД.
Кроме того, председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов говорил, что либерализация локомотивной тяги приведет к тому, что РЖД лишится наиболее доходных маршрутов перевозок, а с ними - источника для компенсации убытков от перевозки низкодоходных грузов.
В середине 2013 года сообщалось, что в рамках эксперимента РЖД запустит пилотный проект по конкуренции перевозчиков "за маршрут". Эта модель предполагает, что на отдельных участках по результатам конкурсов исключительное право осуществлять все грузовые перевозки передается локальной компании на срок 5-10 лет. При этом на отдельных участках сети параллельно с РЖД должны были осуществлять свою деятельность несколько локальных грузовых перевозчиков. Подробностей о том, проведен ли эксперимент и каковы его данные, нет.
Читайте также Минпромторг России опасается остановки заводов "Трансмашхолдинга" и "Синары"
В целом правительство РФ рассматривало три варианта либерализации сегмента локомотивной тяги - создание локальных перевозчиков (оператор получает статус перевозчика и работает на определенном маршруте), поездных формирований (оператор перевозит грузы собственным локомотивом на определенном маршруте, но у него нет статуса перевозчика) и аренду частных локомотивов РЖД. Кроме того, помимо модели конкуренции перевозчиков "за маршрут" возможна модель конкуренции "на маршруте".
По оценке A.T. Kearnеy, запуск института локальных железнодорожных перевозчиков может привести к потере 28% прибыли РЖД от грузовых перевозок и росту тарифов.