Минпромторг России обеспокоен тем, что 60,2 млрд рублей (1,2 млрд долларов) средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые должны были быть выделены монополии на локомотивы в 2015 году, не доведены до нее в полном объеме. Из-за этого в министерстве опасаются закрытия или частичной остановки заводов "Трансмашхолдинга" (ТМХ) и группы "Синара". Об этом пишет Коммерсантъ.
По словам источника, в министерстве знают, что только за первый квартал РЖД должно 9,2 млрд рублей (185 млн долларов) ТМХ за 61 локомотив и 3,6 млрд рублей (72,4 млн долларов) "Синаре" за 32 локомотива.
Правительство России в декабре прошлого года выделило из ФНБ для инвестпрограммы РЖД 100 млрд рублей (2 млрд долларов по текущему курсу). Банк ВТБ должен был выкупить на эту сумму облигации РЖД, однако затем правила поменялись и Минфин велел направить средства на покупку трехмесячных облигаций федерального займа. В результате РЖД не подписала с заводами контракты на закупку локомотивов, а предприятия приостановили производство и грозили массовыми увольнениями.
В феврале ВТБ согласился кредитовать заводы на 15 млрд рублей (302 млн долларов), а РЖД должна была расплатиться с банком за счет средств от размещения облигаций в пользу ВТБ. Но в итоге перевод всей суммы РЖД так и не состоялся: в конце марта ВТБ выкупил лишь первый транш облигаций монополии на 30 млрд рублей (604 млн долларов), еще два транша по 15 млрд рублей обещал купить до 1 октября.
Источник, знакомый с ситуацией на обоих заводах, утверждает, что производителей не устраивают и условия оплаты. РЖД выплачивает аванс в 25% стоимости локомотива, производство которого занимает не менее 120 дней, заводам приходится брать кредиты, но ставки слишком высоки. По его данным, "Синара" пытается договориться с РЖД об увеличении аванса до 50%.