Автомобильные грузы из Южной Европы в Россию перенаправлены через Беларусь. Чиновники ломают головы, чем загрузить морские порты Крыма, оставшиеся без украинского сырья, пишут Ведомости.

17 марта Крым национализировал Керченскую паромную переправу, пять разнопрофильных портов (Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь, Евпатория) и два рыбных порта (Керчь, Севастополь), а также железную дорогу, находящуюся на полуострове.

Годовой объем перевозок Крымской железной дороги (КЖД) - около 12 млн тонн. РЖД подсчитала, что КЖД нужно ежегодно по 500 млн рублей в течение ближайших трех лет только на поддержание работы. На развитие железнодорожной инфраструктуры Крыма необходимо около 2 млрд долларов, считает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров.

В Крыму пять крупнейших стивидорных компаний, в 2013 году перевалка грузов через них упала на 27% до 10,3 млн тонн. При этом до 97% грузов, которые перевозятся по КЖД и через порты, - экспортные грузы украинских предприятий (зерно, уголь, металлы).

Загружать крымские порты, скорее всего, придется за счет грузов российских портов Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе и др.), отметил неназванный федеральный чиновник. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна c января по апрель 2014 года вырос на 12,8% до 60,2 млн тонн.

Украина была традиционной транзитной страной для обслуживания торговых операций в первую очередь с южной и восточной частью Европы, отмечает гендиректор "Совтрансавтоэкспедиции" Леонид Шляпников. Импорт потребительских и промышленных товаров из Италии и Испании, фрукты и овощи, стройматериалы из Восточной Европы - все это двигалось через Украину. Сейчас в связи с нестабильностью в восточных регионах Украины многие грузоотправители предпочитают обходить Украину и выстраивать транзит в Россию через Беларусь. Затраты времени на объезд через Беларусь у основных торговых партнеров увеличиваются всего на 10-15%, говорит Шляпников.

Самое узкое место для крымских предприятий, работающих с грузами, - паромная переправа, ее мощности невелики и не могут обеспечить весь поток грузов и пассажиров. Автомобили в ожидании парома простаивают до трех суток в порту Кавказ.

По сравнению с железнодорожным и морским транспортом рынок авиагрузов очень мал, поэтому рассчитывать Крыму на этот поток также не приходится. Авиатранспортом грузоотправители пользуются для перевозки ограниченной категории грузов, говорит Безбородов: скоропортящихся продуктов питания, цветов, дорогой одежды и товаров класса люкс, срочных почтовых отправлений и негабаритных грузов.