Президент РЖД Владимир Якунин предлагает ввести тарифные механизмы, которые вынудят операторов уменьшить число порожних вагонов, которые сейчас зачастую стопорят движение грузов на железнодорожной сети. Якунин обратился с такой идеей письмом к премьеру РФ Дмитрию Медведеву, пишут Ведомости.
Как отмечается в письме Якунина, в 2013 году по сети РЖД ездило на 35% меньше груженых вагонов, чем в рекордном по этому показателю 1988 году (в границах РСФСР), а порожних - на 3% больше.
Якунин обвиняет в ситуации частные компании, которые "пользуясь отсутствием нормативных рычагов влияния на ситуацию, беспрепятственно размещают" порожние вагоны на путях РЖД, а потом предъявляют монополии претензии за несвоевременную доставку грузов. В первой половине 2013 года клиенты РЖД предъявили монополии иски на общую сумму 4,8 млрд рублей (136 млн долларов).
В январе текущего года без движения оставлено более 1200 поездов, говорится в письме Якунина. В одном грузовом поезде в среднем 55 вагонов. Выходит, число порожних вагонов на сети - 66 тыс., или 5,5% от парка. Но чтобы перевезти заявленные грузы, нужно всего 900 тыс. вагонов, считает Якунин. При этом в 2013 году парк грузовых вагонов достиг рекорда в 1,2 млн - на 29% больше, чем в докризисном 2007 году, говорится в письме. Погрузка же в сравнении с 2007 годом уменьшилась на 8%, а в сравнении с 2012 годом - на 2,8%.
Бороться с большим числом брошенных вагонов президент РЖД предлагает за счет введения платы за простой частных вагонов, которая ограничит использование инфраструктуры для размещения порожних вагонов и компенсирует РЖД технологические потери. Еще одна мера - разрешить РЖД за счет оператора перемещать невостребованные вагоны на специальные станции платного отстоя или к местам приписки на пути необщего пользования. Также предлагается сократить порожний пробег за счет тарифов, а также передать единому перевозчику не менее 30% парка универсальных вагонов.
Сейчас плата за перевозку порожнего вагона составляет примерно 30% от платы на перевозку груженого. Есть и плата за простой вагонов. Цена суток простоя может доходить до 700 рублей (около 20 долларов), что сопоставимо с платой за аренду полувагона, отмечает сотрудник одного из ж/д операторов.