Стоимостный объем торговли товарами между странами Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси в первом квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 12,6%. Об этом сообщает Коммерсантъ со ссылкой на данные ЕЭК.

Без учета топливно-энергетических товаров, на долю которых приходится 32,9%, показатель уменьшился на 9,2%. Взаимная торговля между Россией, Казахстаном и Беларусью просела заметно сильнее, чем с внешним миром (-2,1%). При этом темпы ее падения оказались выше, чем в первом квартале 2013 года (-5,5%).

С момента запуска в июле 2011 года единого таможенного пространства, означавшего снятие большинства таможенных барьеров и унификацию торговых правил, бурный рост товарооборота между странами ТС наблюдался лишь в первом квартале 2012 года - на 21%, обеспечив 7,5% по итогам года. Но он был компенсирован почти двухлетним падением: по сравнению с первым кварталом 2011 года объем взаимной торговли в первом квартале 2014 года сократился на 0,03%.

Провал во взаимных операциях может частично объясняться общим падением инвестиционного и потребительского спроса в России. Статистика ЕЭК демонстрирует: в первом квартале росли лишь взаимные поставки между Беларусью и Казахстаном - на 12,8%, однако их доля в общей торговле внутри ТС составляла всего 1,5%. Торговля же между Казахстаном и РФ просела на 13% (ее доля 30,8%), а РФ и Беларуси - на 7,3% (доля 67,7%).

В первую очередь падение обеспечили нефть и нефтепродукты, объем их поставок из РФ в Казахстан уменьшился в 3,2 раза, в Белоруссию - на 7,1%. Еще один фактор - падение взаимных поставок металла и изделий из них на 25,7%, что в ЕЭК объясняют "развитием машиностроительного производства на местах".

Как отмечает издание, подробный анализ данных позволяет сделать вывод, что основные выгоды от ТС пока приходятся на белорусских поставщиков техники и оборудования, продовольствия и мебели. Угроза ограничений на объединенном рынке растет. В марте в Ростове-на-Дону на совещании по обеспечению техникой российских сельхозпроизводителей премьер Дмитрий Медведев запретил закупать белорусские машины за счет денег "Росагролизинга".