Молдова прогнозирует, что в течение семи лет привлечет 400 млн евро, которые будут направлены на модернизацию железной дороги. Об этом в интервью Инфотаг заявил министр транспорта и дорожной инфраструктуры страны Василий Ботнарь.

"За 25 лет инвестиции в обновление инфраструктуры и подвижного состава "Железной дороги Молдовы" (ЖДМ) почти не производилось. Все эти годы использовались локомотивы и вагоны, приобретенные в советский период. В течение последующих семи лет в восстановление инфраструктуры и подвижного состава нужно инвестировать около 400 млн евро. И это без учета электрификации ЖДМ", - сказал Ботнарь, добавив, что Молдова - единственная в регионе, у которой железная дорога не электрифицирована.

Известно, что молдавский парламент недавно ратифицировал соглашение о привлечении у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) 52,5 млн евро, которые пойдут на закупку локомотивов и реструктуризацию инфраструктуры.

Министр сообщил, что также есть договоренность с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) о предоставлении аналогичного кредита. Кроме того, Еврокомиссия готова предоставить дополнительно грант на 5 млн евро. Планируется потратить деньги на ремонт инфраструктуры, в первую очередь участков международных коридоров Кишинев-Унгены, Унгены-Окница. Часть кредита будет использована для закупки 10-11 магистральных локомотивов производительностью до 3500 кВт, что более чем в два раза превышает мощность имеющихся в наличии локомотивов. В результате вследствие снижения потребления дизтоплива ожидается экономия до 30-40%.

"Успешное внедрение первого этапа проекта обеспечит нам дополнительное финансирование ЕБРР и ЕИБ, а также ЕК в последующем этапе. Уже есть договоренность с банками об увеличении инвестиций для МЖД со стороны европейских партнеров до 400 млн евро", - отметил Ботнарь.

Он добавил, инфраструктура МЖД сейчас находится в плачевном состоянии. Из 1157 километров, которые находятся в эксплуатации, более 220 километров - опасны для перевозок. При этом ежегодно еще 50-54 километра железной дороги выходят из строя. "На данный момент есть участки, где средняя скорость движения составляет от 7 до 25 километров в час. Задача состоит в том, чтобы увеличить ее до 60 километров в час", - сказал Ботнарь.

Министр сообщил, что в парке ЖДМ сейчас 125 локомотивов, из которых 66 - магистральные. При этом самые новые уже "перешагнули" 30-летний рубеж эксплуатации. "Из 7036 грузовых вагонов, которые числятся в парке ЖДМ, лишь 4600 используются для перевозки грузов. Остальные в непригодном состоянии. До 2018 года мы планируем модернизировать 3600 вагонов. Параллельно, чтобы восполнить дефицит, рассматриваем возможность покупки 800 вагонов", - рассказал Ботнарь.

Министр также напомнил, что в 2014 году была начата реорганизация ЖДМ. В рамках реформы из единого железнодорожного госпредприятия будут сформированы отдельные компании, курирующие отдельные отраслевые направления. В частности, появится инфраструктурная компания, а также перевозчики пассажиров и грузов. Кроме того, отдельный хозсубъект будет заведовать непрофильными активами - медициной, жилищным сектором. Молдова надеется завершить переформатирование железнодорожной отрасли в течение трех-четырех лет.