Кабмин своим постановлением от 9 января 2014 года внес изменения в Перечень объектов госсобственности, которые могут предоставляться в концессию, дополнив его Государственным предприятием "Администрация морских портов Украины" (АМПУ).

Документ предоставляет право сдавать в концессию объекты и имущество АМПУ, которое было получено в результате разделения имущества 18 морских портов, а также госпредприятия "Дельта-лоцман" и Керченской паромной переправы.

По словам Главы ГП "АМПУ" Юрия Васькова, включение объектов, находящихся на балансе Администрации в перечень потенциальных объектов концессии необходимо для реализации инвестиционных проектов в портовой сфере, создания комфортных и понятных условий для привлечения эффективных стивидорных компаний. Он подчеркнул, что речь не идет об АМПУ в целом. В концессию могут предоставляться объекты портовой инфраструктуры, определенные статьей 23 Закона "О морских портах Украины" - причалы, железнодорожные и автомобильные подъездные пути (до первого разветвления за пределами порта), линии связи, средства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации. При этом, все стратегическое имущество - объекты портовой инфраструктуры общего пользования, системы навигации, каналы, акватории и т.п. - останутся в государственной собственности.

Читайте также Дискуссия по реформе в портовой отрасли: вызовы и перспективы (видео)

Законом предусмотрена возможность реализации концессионных проектов на базе объектов портовой инфраструктуры, находящихся в государственной собственности и закрепленных на балансе ГП "Администрация морских портов Украины". Однако реализация таких концессионных проектов в соответствии с Законом Украины "О концессиях" возможна только после утверждения пообъектного перечня Кабинетом Министров Украины, в данном случае - включение в перечень объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию ГП "АМПУ".

"Например, если мы планируем предоставить в концессию морской терминал, который функционирует через использование конкретного причала, то совершенно логично, что целесообразно вместе с морским терминалом отдать в концессию этот причал. При этом, конечно, причал остается в государственной собственности, а поддержка его в исправном состоянии и реконструкция ложатся на плечи инвестора. Инвестор же сокращает свои риски, связанные с инвестированием и последующей работой", - добавил Ю. Васьков. По его словам, такой механизм инвестирования может быть перспективным как для грузовых, так и пассажирских портовых терминалов.

Читайте также Юрий Васьков: Сто дней портовой реформы - первые итоги

Напомним, АМПУ было создано по требованию Закона "О морских портах Украины", вступившего в силу 14 июня 2013 года, для содержания и обеспечения эффективного использования государственного имущества, переданного ему в хозяйственное пользование, в том числе для модернизации, ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, других объектов портовой инфраструктуры.

В ноябре 2012 года КМУ принял постановление №1055 "Некоторые вопросы предоставления в концессию объектов государственной собственности", согласно которому имущество 18 морских портов Украины может быть передано в концессию.