Кабинет министров Украины на заседании в среду, 25 июня 2014 года, утвердил постановление о создании акционерного общества железнодорожного транспорта. Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на координатора реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александра Каву.

"Это судьбоносное решение для украинского железнодорожного транспорта дает возможность в процессе реформирования "Укрзализныци" (УЗ) перейти к реальным действиям и начать разделение регуляторной и хозяйственной функций на железнодорожном транспорте общего пользования", - сказал эксперт.

Читайте также Все ждут перемен: выведут ли поезд реформы "Укрзализныци" из запасного пути

Как отмечается в пресс-релизе УЗ, до конца августа будет проведена инвентаризация имущества предприятий и хозяйственных обществ железнодорожной отрасли, а до конца сентября пройдет независимая оценка имущества, в том числе имущественных прав и госпакетов акций, которые вносятся в уставный капитал АО "Укрзализныця".

После проведния этих процедур до середины ноября на рассмотрение Кабмина будет подан проект постановления об утверждении устава и организации деятельности ПАО "Украинская железная дорога" ("Укрзализныця"). Вслед за этим произойдет госрегистрация акционерного общества и будет заверщено формирование имущественного комплекса, построена структура управления и созданы 25 филиалов.

Начало хоздеятельности АО намечено на первые месяцы 2015 года. Запрет на приватизацию железнодорожных объектов сохранится.

Напомним, подписанный 15 марта 2012 года главой государства закон о создании государственного акционерного общества ж/д транспорта общего пользования создал необходимую законодательную основу для реформирования железных дорог.

Согласно документу, предприятие предполагается создать в виде публичного акционерного общества, 100% акций которого закрепляются в собственности государства без права отчуждения.

Новый субъект хозяйствования предлагается образовать путем слияния "Укрзализныци", шести железных дорог, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, в уставный капитал будут внесены акции, доли и паи, принадлежащие государству в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта.

Создание АО предлагается проводить в соответствии с госпрограммой реформирования ж/д транспорта путем формирования вертикально интегрированных структур по видам деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки во внутреннем и международном сообщении, пассажирские перевозки в пригородном и региональном сообщении, содержание и эксплуатация инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство и ремонт объектов инфраструктуры, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержание социальной сферы и пр.

С момента принятия указанного закона вопрос старта акционировния задерживался тем, что не было принято Кабинетом министров соответствующее постановление.

В октябре 2013 года старший банкир Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Марк Магалецкий отмечал, что затягивание создания акционерного общества железнодорожного транспорта может сказаться на финансировании новых проектов со стороны ЕБРР.

В конце 2011 года "Укрзализныця" уже предприняла первые шаги по реформированию грузового сектора. Так, создан Украинский транспортно-логистический центр, который призван оптимизировать грузовые перевозки внутри страны путем более централизованного управления перевозочным процессом. Кроме того, парк полувагонов был передан двум госпредприятиям - "Укрспецвагону" и Дарницкому вагоноремонтному заводу. Также была изменена схема ремонта вагонов.