Судам, которые заходят в украинские порты, позволят сбрасывать изолированный балласт в акваториях портов без каких-либо ограничений. Соответствующее постановление «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения» принял сегодня Кабинет Министров Украины.
Этим шагом украинская власть гармонизирует отечественное законодательство в в соответствие с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (МАРПОЛ 73/78).
Однако по информации ЦТС, постановление КМУ было принято с оговоркой, согласно которой в последствии, в нормативном акте должны быть учтены предложения Минприроды. Ранее представители крупных судоходных компаний и эксперты отрасли отмечали необходимость полной отмены контроля за изолированными балластными водами, поскольку такая практика противоречит международной практике и создает почву для коррупции в органах экологического контроля в портах Украины.
На практике эти ограничения привели ряд крупнейших международных и европейских судоходных и логистических компаний к решению исключить возможность захода в порты Украины при фрахтовании своих судов. «Контрольные процедуры, которые существуют сегодня, являются нецелесообразными. Это не только не имеет надлежащего экологического обоснования, но и не соответствует международным договорам Украины в области торгового мореплавания. Именно поэтому мы настаиваем на том, чтобы позволить сброс изолированного балласта в украинских портах без каких-либо ограничений», - отметил Министр инфраструктуры Украины Владимир Козак.
По мнению министра, снятие нецелесообразного искусственного контроля и ограничений будет способствовать устранению негативных факторов в функционировании морских портов, связанных с задержками судов, необоснованными штрафами, дополнительными финансовыми затратами судовладельцев.
Справка: на сегодня все суда, которые заходят в украинские порты, перед сбросом балласта должны проверить его на предмет соответствия нормативам предельно допустимых концентраций. При выявлении Государственной экологической инспекцией несоответствий нормативам судно подлежит штрафным санкциям. Но даже под угрозой немотивированных штрафов суда вынуждены сбрасывать балласт, так как оперирование балластными водами является неотъемлемой частью процесса маневрирования судна при заходе в порт и важным элементом безопасности при прохождении подходными каналами швартовки у причалов. Судовладельцы сегодня оснащают грузовые суда танками для хранения изолированного водяного балласта и соответствующими системами для его перекачки, что позволяет его беспрепятственного и безопасного сброса во всех морских портах развитых стран, кроме украинского.