Установленное в национальном законодательстве требование экологической инспекции проводить отбор проб и экспертизу изолированных балластных вод прямо противоречит нормам международного права, а именно Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов (конвенция Марпол 73/78). В соответствии с документом, изолированный балласт не подлежит контролю, а его сброс не запрещен и не ограничен.
Об этом заявил представитель компании Maersk Ukraine Сергей Выскребенцев в ходе заседания Рабочей группы по развитию морских портов Американской торговой палаты, передает корреспондент портала Центра транспортных стратегий.
"На практике это приводит к простоям судов на время пробы и экспертизы балластных вод, и как следствие, к десяткам тысяч долларов убытков судовладельцев" - добавил он.
На многих морских судах отсутствует техническая возможность отбора проб изолированного балласта, что подтверждается документами соответствующих регистров. Сама процедура отбора проб в национальном законодательстве практически неурегулированная, что создает обширное поле для различных нарушений - отметил руководитель Южноукраинского офиса юридической компании Arzinger Aндрей Селютин.
"К сожалению, модель регулирования этих вопросов в Украине больше способствует не улучшению экологической ситуации в Черном Море, а росту благосостояния инспекторов экологических служб. Судовладельцам, зачастую, приходиться сталкиваться фактически с шантажом экологов" - отметил эксперт.
Судовладельцам, зачастую, приходиться сталкиваться фактически с шантажом экологов
До 2012 года судебная практика по этим вопросам в спорах судовладельцев и экологических инспекций была на стороне судовладельцев, однако в последние годы практически все дела такой категории трактуются в пользу государственных органов. В результате, иностранные операторы вынуждены прибегать к защите своих прав через дипломатические каналы.
В частности, в июне 2013 году в Одесском порту болгарскому судну "Лева Колева" 12 раз отказывали в оформлении судебного отхода по причине незаконных требований экологического контроля, что привело к двум нотам протеста болгарского консульства в МИД Украины. Аналогичная ситуация была и с судном "Маерск Клер", которое грузилась в порту Ника-Тера, что привело к задержке судна в порту. Нормализировать ситуацию удалось только после личного вмешательства Посла Франции в Украине. На практике это приводит к отказу международных компаний от захода в украинские порты.
Выходом из сложившейся проблемной ситуации, которая приводит к значительным убыткам судовладельцев и портов Украины, должно стать внесение изменений в соответствующие акты Кабинета Министров Украины и полномочий морских экологических инспекций и приказов Минприроды, регулирующие процедуры и стандарты экологического контроля балластных вод.